Привет, форум! Сегодня я представляю скромный литературный обзор и свои необычные выводы относительно причин нашей с вами болезни, результат нескольких месяцев усиленного копания в литературе.
Итак, теперь я считаю, что корни ттм растут из... кишечника!
Большинство фактов, которые я здесь упоминаю, взяты из этих четырёх научно-популярных книг. Их авторы приводят ссылки на научные исследования, опубликованные в рецензируемых журналах, многие я лично проверяла (хотя сами книги написаны довольно простым языком).
1. «Кишечник и мозг: как кишечные бактерии исцеляют и защищают ваш мозг» К.Лоберг, Д.Перлмуттер, 2015 г., перевод 2017 г.
2. «Жизнь после антибиотиков» М.Блейзер, 2014 г., перевод 2016 г.
3. «Крах гигиены: как война с микробами уничтожает наш иммунитет» Б.Эхгартнер, 2016 г., перевод 2018 г.
4. «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами» Дж.Эндерс, 2016 г.
В этих книгах не описана ттм в частности, хотя и упоминаются обсессивно-компульсивные расстройства в общем, и мне пришлось прочитать намного больше, чтобы связать всё в одну цепочку.
Физическая и химическая взаимосвязь кишечника и мозга
У нашего кишечника есть своя, энтеральная, нервная система, состоящая из 100 млн. клеток и соединенная с мозгом через блуждающий нерв. Центральная и энтеральная нервные системы формируются из одной и той же ткани в период эмбрионального развития (это наводит на мысль, что вторую мы сильно недооцениваем!). Также кишечник обладает своей иммунной системой, так называемой кишечно-ассоциированной лимфоидной тканью. На неё приходится 70-80 % иммунной системы организма.
Первые публикации исследований, посвященных влиянию кишечника на головной мозг, появились в 2013 году. Через 4 недели приёма коктейля из различных колоний бактерий наблюдались выраженные изменения в областях головного мозга, отвечающих за чувства, эмоции и восприятие боли. Это значит, что бактерии производят сами или помогают нам производить какие-то вещества, попадающие в мозг.
Население кишечника и его метаболиты
Лет 15 назад ученые предполагали, что видовой состав бактерий у всех людей одинаков. При исследовании содержимого кишечника всегда выявлялась E. coli (при посеве, это старый метод). Сегодня с помощью современного оборудования обнаруживается генетический материал миллиардов бактерий. И сегодня мы знаем, что E. coli составляет менее 1 % общей численности микрофлоры. Эти бактерии являются частью нашей иммунной системы, и у каждого человека их состав уникален.
Был проведен эксперимент со стерильными мышами. Эти мыши рождены с помощью кесарева сечения и содержатся в условиях полной стерильности – вся среда, в которой они живут, еда и питьё – всё стерилизуется. У них нет микрофлоры. Такие мыши потребляют больше пищи, чем обычные, у них замедлено пищеварение, очень мало иммунных клеток.
При введении бактериального коктейля от организма, больного диабетом 2 типа, через время у мышей наблюдались нарушения углеводного обмена. Если вводили бактерии от человека, страдающего ожирением, мыши набирали вес по сравнению с контрольной группой, которой вводили бактерии от человека нормального телосложения.
Хм, может быть, многие и не могут похудеть на диете просто потому, что одной диеты недостаточно?
Ещё пример неявной связи вещества и его влияния на организм: доказаны защитные свойства сои против рака простаты, заболеваний сердечно-сосудистой и костной системы. Но для азиатов эффективность при её употреблении определяется как 50 %, а у европейцев 25-30 %. И это не генетические и расовые различия! Просто у азиатов чаще встречаются бактерии, перерабатывающие сою в противоопухолевые вещества.
А как же наш случай? Возможно, АЦЦ и глицин, которые многие из нас пробовали употреблять от ттм, действуют аналогично? Ведь одним помогает, другим нет. Может быть, у одних есть необходимые для нужного эффекта бактерии, а у других нет?
В литературе, которую мне удалось охватить, ОКР упоминаются вместе с расстройствами аутистического спектра, так как у них много общего. Но связь различных форм аутизма с микробиомом кишечника исследуют чаще и глубже, чем связь микробиома с ОКР. Мне это кажется логичным, ведь навязчивое вырывание волос или обгрызание ногтей обычно не мешает людям социализироваться и не привлекает такого общественного внимания, как аутизм.
Чтобы было понятнее, что с нами происходит, приведу современные данные о связи аутизма с состоянием кишечника.
Аутизм, впервые описанный в 1943 году, был тогда редким заболеванием. При аутизме нарушается развитие функций головного мозга, и сложные взаимодействия, особенно связанные с общением, пониманием нюансов и невербальных намёков, проходят не так, как у здоровых людей.
«Моя теория основывается на том факте, что кишечные микробы участвуют в раннем развитии мозга.» — это М. Блейзер. Дальше практически полностью цитирую его:
…Нейроны кишечника контактируют с микробиомом кишечника. Многие микробы вырабатывают химические вещества, необходимые развивающемуся мозгу для нормального функционирования. Среди этих веществ есть ганглиозиды, из которых нервные клетки строят себе оболочку. Теперь представим, что получается, когда ребенок принимает антибиотики. Если состав микробов, способных к выработке ганглиозидов и серотонина, изменится, то же произойдёт и с мозгом. Микробы, стенка кишечника и мозг, возможно, продолжат «общаться», но уже на другом «языке». Для взрослого человека это особо ничего не изменит, но вот каково влияние на новорожденного или младенца, чей мозг активно развивается? Мы не знаем, что здесь причина, а что следствие, но обычно исследования указывают на ненормальный уровень серотонина в крови детей с аутизмом. Известно, что антибиотики влияют на развитие обмена веществ (ожирения) и иммунитета (астма, диабет 1 типа), так что предположение, что они влияют на развитие мозга, уже не выглядит натянутым. (Здесь он имеет в виду не непосредственное влияние антибиотиков, а опосредованное – через нарушение состава здоровой микрофлоры).
За последние 15 лет в 7-8 раз увеличилось количество случаев заболеваемости аутизмом (это данные 2015 года). Да и в целом её рост коррелирует с распространением антибиотиков в мире.
«Мы, как неврологи, узко концентрируемся на том, что происходит в нервной системе, и, в частности, в головном мозге. Мы автоматически считаем другие системы организма, например, пищеварительный тракт, отдельными единицами, не имеющими отношения к тому, что происходит в головном мозге. В конце концов, когда у вас болит живот, вы же не обращаетесь к кардиологу или неврологу. Медицина как наука четко подразделяется на отдельные направления по частям тела или системам организма. Большинство моих коллег заявили бы: «То происходит в кишечнике, имеет отношение только к кишечнику.» Эта точка зрения противоречит современной науке.» – это уже Лоберг и Перлмуттер, далее привожу их:
…У детей с аутизмом отмечается другой состав микрофлоры, чем у здоровых, а также у всех без исключения больных есть заболевания пищеварительного тракта. Более того, отдельные типы кишечных бактерий, обнаруженные у больных, синтезируют вещества, отрицательно влияющие на иммунную систему и головной мозг. Так же, как нет одного типа аутизма, нет и единой его причины. Чаще всего причина кроется в совокупности факторов – экспрессии генов, связанных с аутизмом (на момент написания книги их найдено более 100), и условий окружающей среды, влияющих на развитие мозга на раннем этапе.
85 % больных страдают от запоров и у 92 % наблюдаются желудочно-кишечные расстройства. Также людям с аутизмом свойственен синдром повышенной проницаемости кишечника. Это состояние может спровоцировать чрезмерный иммунный ответ и воспаление, способное достигнуть мозга. У 93 % наблюдается увеличение лимфоидной ткани.
У людей с аутизмом отмечается повышенный уровень клостридий, которые нарушают общий баланс микрофлоры. В одном исследовании у детей с аутизмом были обнаружены 9 видов клостридий, не обнаруженные у детей из контрольной группы, а у контрольной группы – 3 вида, не обнаруженные у детей с аутизмом.
Основные жирные кислоты, производимые кишечными бактериями – уксусная, пропионовая и масляная – либо выводятся из организма, либо поглощаются и используются в качестве источника энергии клетками организма. Соотношение этих жирных кислот зависит от разнообразия микрофлоры, от рациона питания. Клостридии в избытке производят пропионовую кислоту, токсичную для мозга.
Что она делает: её молекулы «включают» воспалительный процесс и активируют иммунный ответ, повышают оксидативный стресс. Также она снижает содержание в мозге молекул антиоксидантов, нейромедиаторов, омега-3 жирных кислот, необходимых для нормального функционирования мозга.
Как это выглядит в жизни, наглядно показал эксперимент: учёные кормили беременных мышей и их потомство продуктами с высоким содержанием пропионовой кислоты. Когда мыши достигали возраста 4-7 недель, в их мозге отмечались изменения развития, аналогичные тем, которые наблюдали у детей с аутизмом. Также ученые делали инъекции пропионовой кислоты мышам, и у них практически немедленно развивались симптомы, традиционно связанные с аутизмом. У грызунов возникали повторяющиеся поведенческие акты и гиперактивность, они бегали по кругу, двигаясь при этом назад, и не проявляли желания социализироваться с другими мышами. У них отмечалась повышенная тревожность, они были «сфокусированы на предметах, а не на других животных», у них даже появились «любимые» предметы. Сложно поверить, но этот эффект проявлялся через 2 минуты после инъекции и длился до 30 минут. После этого поведение грызунов возвращалось к нормальному.
Вы что-нибудь чувствуете, читая это описание? Я – да. Мой приступ ттм выглядит очень похоже. Повторяющиеся действия, тревожность, зацикленность, страх, будто что-то сжимается в животе, фокусировка внимания на каждом волоске, полное равнодушие к окружающим людям. И невозможность это остановить.
После этого эксперимента было предложено использовать пищевые добавки, содержащие важные молекулы, отсутствующие в организме людей, страдающих от расстройств аутистического спектра. Это L-карнитин, омега-3-жирные кислоты и n-ацетилцистеин (АЦЦ, или NAC), который повышает синтез глутатиона. Глутатион – основной антиоксидант в мозге, обеспечивающий контроль над окислительным повреждением и воспалительным процессом, и его недостаток в организме людей с аутизмом доказан. Если повторить эксперимент с инъекциями пропионовой кислоты, предварительно введя дозу АЦЦ мышам, эффект пропионовой кислоты не проявляется, мыши продолжают жить обычной жизнью.
В общем-то, про положительный эффект АЦЦ (NAC) мы знали и применяли (на форуме уже с 2012 года многие пробовали его). Но тогда мы считали, что АЦЦ непосредственно влияет на причину нашего состояния, как бы временно блокирует её. Сейчас я убеждена, что причина внутри нас – это наш нездоровый микробиом, который выделяет нам в кровь пропионовую кислоту. Мы совершенно зря виним себя в безволии и лени. Ну какой человек может силой воли удалить из кровеносной системы яд?
Что мы знали раньше, когда обсуждали эффект АЦЦ?
Пьём АЦЦ → «что-то» в голове происходит → успокаиваемся → ттм проходит.
Бросаем пить АЦЦ → это «что-то» не происходит → рвём, навязчивые действия повторяются.
Как я это вижу сейчас:
Бактерии в кишечнике вырабатывают пропионовую кислоту → она попадает в мозг → мгновенно вызывает приступ навязчивых действий → рвём → через какое-то время концентрация пропионовой кислоты падает → приступ заканчивается.
После приступа себя виним, едим сладенькое → кормим клостридий → они размножаются → все начинается сначала.
Если смотреть под таким углом, становится понятно, почему не работают самовнушение, дисциплина, механические барьеры – всё то, на что мы возлагаем все свои надежды. Почему АЦЦ работает, только пока его пьёшь. Почему антидепрессанты и нейролептики тоже работают, только пока их пьёшь. Почему правильное питание и отказ от сладкого и мучного у многих связывается с улучшением состояния.
Кто виноват – нашли. Что делать?
Если считать мои предположения верными, то ответ – менять микробиом. Сложный и малоизученный процесс... Если ттм – это просто симптом, то гипотетически полное «излечение» микробиома нам поможет. Но возможно и другое – при ттм, как и при аутизме, могут происходить необратимые физические изменения в мозге на стадии его развития, и тогда никакой здоровый микробиом нас, взрослых и сформировавшихся, уже не спасёт.
Сравнительно недавно появился принципиально новый способ лечения тяжёлых нарушений микрофлоры – трансплантация флоры от здорового донора. Эффективность процедуры доходит до 92 %, здоровое бактериальное сообщество приживается, и это настоящее спасение для людей, которые годами мучаются от неизлечимых заболеваний кишечника. Но в России это делают только в одном центре, в Новосибирске, по ограниченным показаниям и только в качестве клинических исследований (правда, почему-то берут плату с пациентов). На этот метод возлагаются большие надежды, даже несмотря на то, что в этом году после трансплантации произошли первые смерти (в США). Я очень надеюсь, что он будет глубже изучен и зарегистрирован у нас.
Но пока никто нас лечить трансплантацией флоры не собирается, можно же попробовать что-нибудь своё? Начать правильно питаться, пить пробиотики и пребиотики, например? Лично я пробую, но не питаю иллюзий. Печальный факт, результат одного исследования – даже после одного курса антибиотиков разнообразие здоровой микрофлоры естественным путём восстановить уже невозможно в течение 4-х лет. Скорее всего, и дольше, потому что это исследование не закончилось, его просто закрыли через 4 года за отсутствием финансирования. Сколько курсов антибиотиков мы пьём за год? А за всю жизнь?
Предлагаю обсудить изложенную точку зрения. Адекватную критику принимаю с удовольствием! Но прошу помнить, что я не из среды учёных и не имею возможности проводить эксперименты. Поэтому все мои рассуждения чисто умозрительные.
Следующим постом напишу о питании, которое благоприятно для полезной микрофлоры кишечника.
И ещё будет несколько опросов для выявления корреляции нарушений микробиома кишечника с развитием ттм. К сожалению, это единственный способ получить хоть какую-нибудь информацию.