Источник https://psyandneuro.ru/stati/trichotillomania/
Трихотилломания – это состояние, при котором люди испытывают навязчивое желание вырывать волосы, что ведет к поредению волосяного покрова. Этим расстройством страдает ориентировочно 0,5-2,0% населения. В DSM-5 (и будущей МКБ-11 – прим.ред.) трихотилломания находится в рубрике обсессивно-компульсивные и связанные с ними расстройства.

Поведенческая терапия была успешно использована в лечении трихотилломании, но не все пациенты желают или могут соблюдать эту стратегию лечения, поэтому существует необходимость в эффективных фармакологических вариантах лечения.  Исторически фармакотерапия для лечения данного расстройства в большинстве случаев была неэффективной, но в этом отношении появились некоторые находки. Флуоксетин, кломипрамин, оланзапин и налтрексон использовались в лечении трихотилломании, но свидетельства их эффективности были различными, а профили побочных эффектов ограничивали практическое применение. Последние достижения в понимании патофизиологии трихотилломании, а также доказательства эффекта, наблюдаемого при применении  некоторых глутаматных модуляторов, таких как N-ацетилцистеин и дронабинол, предоставили новые потенциальные варианты фармакотерапии.

Критерии трихотилломании в DSM-5:

    Повторяющееся выдирание волос, которое ведет к потере волосяного покрова
    B. Повторяющиеся попытки уменьшить или полностью прекратить выдирание волос
    Выдирание волос оказывает значимый дистресс или нарушение в социальных, профессиональных или других важных областях функционирования
    Данное состояние не связано с другими медицинскими заболеваниями (например, дерматологическими)
    Выдирание волос не может объясняться наличием другого психического расстройства (например, попытки улучшить воспринимаемый дефект или недостаток во внешности при дисморфофобии)

В недавнем исследовании было отмечено, что средний возраст начала трихотилломании значительно различался у мужчин и женщин. Общий средний возраст заболевания составил 17,7 года, средний возраст у женщин -14,8 лет и 19,0 лет у мужчин.

Наиболее распространенные места, где пациенты выдирают волосы, – это скальп, брови, лобковая область, ресницы и борода.

Дермоскопические особенности трихотилломании включают в себя снижение плотности волос, ломкость волосков различной длины, спиральные или короткие пушковые волосы, трихоптилоз (секущиеся волосы), случайные желтые точки и отсутствие волос в области очага как при очаговой алопеции.

Были описаны два различных типа трихотилломании, «автоматический» и «сфокусированный», но большинство людей демонстрируют признаки обоих типов. Люди с автоматическим типом часто не осознают, что они вытягивают волосы, тогда как люди с сфокусированным типом часто описывают переживание в процессе вытягивания волос как неотъемлемую часть своего состояния. Пациенты описывают ощущение удовольствия или снижения негативных эмоций во время вытягивания волос.

Было описано три основных дополнительных варианта психодерматологических трихозов, которые приводят к выпадению волос: трихотейромания (втирание  / расчесывание пораженного участка), трихотемномания (бритье / стрижка) и триходаганомания (кусание волос).

Трихотейроманию часто лечат с помощью высоких доз глюкокортикоидных кремов, при этом эффективность варьируется. В клиническом случае был показан хороший ответ на лечение N-ацетилцистеином у 47-летнего мужчины, у которого имелось частичное улучшение через восемь недель и полное отрастание волос через 16 недель после лечение 1200 мг N-ацетилцистеином  в день.

Лечение включает в себя как психотерапевтические, так и фармакологические вмешательства. Рекомендации по лечению в зависимости от возраста пациента:

    Дошкольный возраст. В этой возрастной группе трихотилломания рассматривается как расстройство привычек аналогично сосанию большого пальца и исчезает сама по себе.  Наиболее эффективны родительская поддержка и обучение о доброкачественном течении расстройства.
    Школьный возраст. В школьном возрасте поведенческие подходы были признаны более эффективными, чем фармакотерапия. Из-за возможности коморбидного психического расстройства, психиатрическое направление является оправданным в этой возрастной группе.
    Подростки и взрослые. Наиболее эффективно сочетание психофармакотерапии, поведенческой терапии и терапии сопутствующих психических расстройств

Когнитивно-поведенческая терапия

Тренировка замены поведенческих паттернов – разновидность КПТ, которая используется как 1 линия нефармакологических вмешательств при трихотилломании.  Эта терапия включает в себя оказание помощи пациенту в более глубоком осознании его поведения, вызывающего выдергивание волос, и его контекста, а затем замену этого поведения другим поведением – таким как сжать руку в кулак, который можно удерживать до тех пор, пока не пройдет тяга к выдергиванию волос.

Тренировка по контролю над стимулами

Тренинг по контролю над стимулами включает изменение среды человека, чтобы сделать ее менее удобной для того,чтобы выдернуть волосы. Это может включать в себя удаление вещей, которые облегчают вырывание волос или добавление вещей, которые препятствуют такому поведению. Примеры включают в себя удаление зеркал или добавление объекта, занимающего руки пациента, такого как шарик для снятия напряжения или вращающийся предмет.

Терапия принятия и ответственности

Терапия принятия и ответственности пытается помочь пациентам достичь поведение, вызывающее вытягивание волос, с точки зрения вмешательства в достижение личных или жизненных целей

Хотя не существует одобренных FDA лекарств для лечения трихотилломании,  в связи с коморбидностью данного состояния с другими психическими расстройствами, фармакотерапия первой линии  обычно состоит из селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) или трициклического антидепрессанта кломипрамина.

Трициклические антидепрессанты

В плацебо-контролируемом исследовании Ninan и соавторы обнаружили, что применение КПТ более эффективно, чем использование кломипрамина и плацебо. Было обнаружено, что кломипрамин сильнее уменьшает выраженность симптомов трихотилломании, нежели плацебо, но эта разница незначительна. Однако был случай сообщения об успешной монотерапии кломипрамином в дозе 125 мг/день и терапии кломипрамином 50 мг/день в комбинации с КПТ.

СИОЗС

СИОЗС широко используются для лечения трихотилломании как у взрослых, так и у детей, но свидетельства о преимуществе слабые. На моделях животных было показано, что СИОЗС снижают чрезмерный уход за  шерстью у мышей, генетические характеристики которого связаны с патогенезом трихотилломании. В исследованиях на людях мета-анализ McGuire и соавторов нашел умеренный эффект при применении СИОЗС в лечении трихотилломании. Однако предыдущий мета-анализ показал, что кломипрамин более эффективен по сравнению с плацебо, но для СИОЗС такой закономерности не отмечается. В небольшом открытом 16 недельном исследовании была показана эффективность флуоксетина в дозах до 80 мг/сут в уменьшении выдирания волос, однако в исследовании не наблюдалось контрольной группы. Плацебо-контролируемые двойные слепые исследования не показали существенного преимущества флуоксетина в сравнении с плацебо. Так как у лиц с трихотилломанией часто наблюдаются коморбидные психические расстройства, такие как депрессия и тревога, то есть все основания назначить СИОЗС в план лечения таких больных.

Антипсихотики

Антипсихотики были рассмотрены как потенциальные препараты для лечения трихотилломании вследствие их эффективности в лечении тиков и частой коморбидности трихотилломании и тикозных расстройств. Наиболее изученным препаратом в лечении данных пациентов оказался оланзапин, однако есть данные об эффективности рисперидона и галоперидола. Однако не следует забывать о серьезных побочных эффектах, возникающих в процессе терапии антипсихотиками и соотносить их с потенциальной пользой в лечении трихотилломании.

Опиоидные антагонисты

Механизм действия данных препаратов в лечении трихотилломании вероятно заключается в уменьшении химического вознаграждения при выдирании волос. К сожалению, в двойном слепом рандомизированном контролируемом исследовании Grant и соавторов, налтрексон не показал значительных различий в уменьшении выдирания волос по сравнению с плацебо при лечении трихотилломании, хотя он значительно улучшил когнитивную гибкость.

N-ацетилцистеин

Механизм действия N-ацетилцистеина при неврологических и психических расстройствах не полностью ясен, но может помочь защитить от ряда патологических процессов, таких как окислительный стресс, нейровоспаление, нарушение регуляции глютамина и дофамина. Предполагается, что для нарушений импульсного контроля, включая трихотилломанию, N-ацетилцистеин действует главным образом посредством регуляции уровня синаптического глутамата в мозге и снижения цитотоксичности. Доказательства эффективности  N-ацетилцистеин в терапии трихотилломании в разных исследованиях разнятся. В двух основных проведенных плацебо-контролируемых исследованиях одно показало значительное преимущество по сравнению с плацебо, в то время как второе – не показало.

В двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании 2009 года, в котором изучалось применение N-ацетилцистеина у 50 взрослых с трихотилломанией, было обнаружено, что N-ацетилцистеин в дозировке 1,200 мг дважды в день демонстрирует значительную пользу по сравнению с плацебо.

Из-за его относительной безопасности и переносимости по сравнению с другими методами лечения трихотилломании, такими как антидепрессанты или антипсихотики, и его низкой стоимостью, N-ацетилцистеин может стать важным вариантом лечения для тех, кто борется с этим расстройством. Однако необходимы дальнейшие исследования, включая более крупные, долгосрочные рандомизированные плацебо-контролируемые исследования с более стандартизированными итоговыми показателями.

Расторопша

Доказано, что расторопша обладает антиоксидантными свойствами и неоценимым доказательством в лечении трихотилломании. В недавнем двойном слепом плацебо-контролируемом перекрестном исследовании было обнаружено, что расторопша не имеет существенного преимущества по сравнению с плацебо в снижении тяжести трихотилломании, оцениваемой в соответствии со шкалой Национального института психического здоровья. Однако было установлено преимущество в отношении балла по шкале глобального клинического впечатления и уменьшения времени, которое затрачивается на выдергивание волос за неделю. В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 12-65 лет, 19 из которых были женщины.

Пробиотики

Считается, что кишечная микробиота влияет на поведение несколькими способами. К ним относятся эффекты на передачу сигналов блуждающего нерва (возможно, посредством синтеза серотонина энтерохромаффинными клетками), минеральный метаболизм, модуляция уровней циркулирующих цитокинов и изменения в обмене нейротрансмиттера. Кроме того, возможная роль заключается в изменении экспрессии генов нейротрофического фактора, опосредованная короткоцепочечными жирными кислотами модуляция рецепторов, связанных с G-белком, а также изменения в гипоталамо-гипофизарной оси.

Исследования на животных показали, что кишечная микробиота может также влиять на развитие мозга млекопитающих, включая развитие стриатума, который (среди других зон мозга) имеет структурные нарушения у лиц с трихотилломанией.

Дронабинол

Дронабинол, агонист каннабиноидов, может принести потенциальную пользу в лечении трихотилломании за счет снижения цитотоксичности глутамата в стриатуме. В небольшом открытом исследовании дронабинол показал значительное преимущество в сокращении выдирания волос у 9 из 12 пациентов.

Инозитол

Предполагаемый потенциальный механизм действия инозитола на психические расстройства заключается в  ослаблении десенсибилизации рецептора серотонина-2, так как система вторичного посредника фосфатидилинозитола используется этими рецепторами. В двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании Leppink et al.обнаружили, что инозитол не имеет значительного преимущества перед плацебо. Исследование длилось 10 недель, а из 38 участников большую часть составляли женщины. 19 пациентов получали инозитол, остальные 19 – плацебо.

Трихотилломания – сложное психодерматологическое расстройство, которому еще предстоит много исследований относительно его патогенеза и фармакологического лечения. Исследования коморбидности и генетики данного состояния показали потенциал для будущих исследований и новые стратегии для персонализированного лечения. Кроме того, некоторые новые варианты фармакотерапии, включая монотерапию или дополнительное назначение препаратов подают надежду. Примечательно, что N-ацетилцистеин, по-видимому, может быть хорошо переносимым и безопасным потенциальным лечением для взрослых с трихотилломанией. Другой вариант включает дополнительные методы лечения, такие как пробиотики и агонист каннабиноидов – дронабинол, но необходимы дополнительные исследования.

Автор перевода: Гаджиева Ф.Ш.

Источник: Everett GJ, Jafferany M, Skurya J. Recent advances in the treatment of trichotillomania (hair-pulling disorder) [published online ahead of print, 2020 Jun 12]. Dermatol Ther. 2020;e13818. doi:10.1111/dth.13818