Сообщество Эйфории (трихотилломания)

Объявление

Если у Вас было даже 1000 неудачных попыток остановить ттм, дайте себе шанс на ещё одну ОСОЗНАННУЮ попытку. И успех будет на Вашей стороне!!!ГЛАВНОЕ- НЕ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ!!! 22 июня-всемирный день борьбы с ттм!!!Давайте поможем себе и другим стать счастливее и красивее!!! С Любовью к Вам, ЭЙФОРИЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Fred Penzel (Глава 2)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

2. Это позор!
Что с этим делать?
То, что я хочу сказать – намного важнее, чем длина моих ресниц.
Аланис Мориссетте
Вы не можете запретить птицам несчастья летать над вашей головой, но вы можете запретить им вить гнезда в ваших волосах
Китайская пословица
Клеймо ТТМ. Эмоциональна составляющая
Было бы преуменьшением проблемы сказать, что для большинства – это позор, молчаливые страдания, внутреннее горе и одиночество. Одно дело – потерять волосы в следствие внешних обстоятельств, неподвластных контролю, таких как алопеция (заболеванию, вызывающее потерю волос), мужское облысение или химиотерапия. Это крайне неприятные обстоятельства, но причина потери волос в этих случаях очевидна для всех, кто знает этого человека, и ни в коем случае не рассматривается как его вина. Также и люди, страдающие от этих проблем, не имеют оснований винить себя. И совсем другое - осознание того, что ты потерял волосы, потому что ты сам их выдернул. Это кажется практически необъяснимым как самим ТТМ-щикам, так и со стороны, что умные, красивые люди, которые абсолютно нормально функционируют в повседневной жизни, не имеют контроля над таким элементарным поведением. Неизбежным результатом сложившейся ситуации для ТТМ-щика является вывод, что он слабый, ущербный человек, он винит себя, и другие также видят в этом его вину. Очевидно, что меньше сочувствия уделяется тем, кто вымещает свои проблемы на самих себе, и не важно, в какой форме.
Термин клеймо (от греч. «стигма») означает отметку, нанесенную остроконечным инструментом или раскаленным железом. В оксфордском английском словаре оно определяется как «отметка бесчестия или позора, знак жесткого порицания, осуждения человека или предмета, на который она нанесена». В древние времена эта отметка наносилась путем вырезания кожи, или выжигании раскаленным железом. Она считалась знаком позора и могла использоваться, чтобы отличать воров, изгнанников и преступников.
Легко понять, почему многие ТТМ-щики чувствуют себя оклейменными своим нарушением. Оклейменными - значит несущими клеймо общественного позора или порицания. К сожалению, в нашей действительности наличие какого-либо рода психологических проблем по-прежнему является клеймом. Считается, что люди с такими проблемами неспособны управлять собой и не поддаются лечению. Чувство общественного порицания, в свою очередь, может привести к возникновению у них ощущения ущербности и отличия от других в худшую сторону. Многие считают, что у них какие-то фундаментальные проблемы. Многие ТТМ-щики всю жизнь чувствовали себя униженными, ущербными и ненормальными, как будто они являлись изгоями общества. Они либо сами навесили на себя такой ярлык, либо их ощущения были спровоцированы грубым, неправильным, жестоким отношением членов семьи, знакомых или даже незнакомцев. Имеется много случаев, когда ТТМ-щики, будучи детьми, наказывались, выслушивали угрозы или жестокую критику за свою неспособность остановить выдергивание, либо были объектом насмешек и оскорблений в школе. Многие взрослые люди избегают создания семьи, общества, школы и работы, поскольку боятся того, что могут сказать или подумать другие. Часто люди придумывают себе любые оправдания, объясняя, что у них алопеция, аллергия, гормональные проблемы, метаболическое состояние или даже химиотерапия от рака. Сложно представить, что те, кто имеет более жесткую форму ТТМ и постоянно находится на грани облысения, или без бровей или ресниц, и вынужден всю жизнь хранить свой секрет, используя парики, макияж, шапки, банданы, специальные прически и т.п., не будут чувствовать себя оклейменными.
Доктор Чарльз Мансето выяснил в 1990 году, что у ТТМ-щиков были обнаружены следующие виды проблем в процентном соотношении:
Низкая самооценка        84%
Чувство непривлекательности     82%
Стыд и смущение        80%
Проблемы с напряжением или беспокойство    68%
Депрессия или проблемы с настроением    66%
В соответствии с исследованием, проведенным в 2000 году Доктором Рут Стембергер и ее коллегами в отношении личных ограничений, порождаемых ТТМ, 87% участников заявили о чувстве непривлекательности, 83% - о секретности по поводу их нарушения, 77% - о низкой самооценке, и 75% - о чувстве стыда.
Для многих ТТМ воплощает не только чувство потери контроля над собой очень заметным способом, но и чувство существенной утраты привлекательности. Это применимо как к женщинам, так и к мужчинам. Представителям обоих полов постоянно навязываются идеалы красоты и привлекательности в виде моделей, актрис и актеров. Кроме того, стандарты красоты вырабатывались годами и сейчас их намного труднее достичь, чем раньше. Существуют гигантские индустрии, посвященные продаже продуктов, направленных на улучшение внешнего вида, и людей постоянно атакуют рекламой, созданной для того, чтобы они почувствовали себя неуверенными в своей внешности. Доктор Мариан Ла Франс из Ельского университета опубликовала результаты интересного исследования 120 студентов последнего курса, не выдергивающих волосы, проведенного в 2000 году. Было обнаружено, что тот, кто в этот день ощущал, что его волосы выглядят плохо, отозвался очень скудно о своих способностях, и использовал по большей части негативные слова, описывая себя. Удивительно, что у мужчин в данном исследовании эта закономерность проявилась намного сильнее, чем у женщин. Остается только неясным, являются ли эти результаты отражением того, как эти студенты чувствовали себя в тот момент, или это их постоянное мнение о себе. Несмотря на то, что результаты данного исследования не дают нам полной картины, невозможно не задуматься о тех последствиях, которые порождает выдергивание собственных волос, учитывая, что у участников приведенного исследования по большей части был просто «неудачный день для волос».
Одним из наиболее плачевных последствий навешивания ярлыка (оклеймения) является то, что ТТМ-щик избегает обращаться за помощью или пытаться справиться с этим. Они могут чувствовать себя неспособными справиться с ТТМ, или уверять себя, что такой ненормальный, слабый и никчемный человек никогда не сможет справиться с этим, так зачем пытаться? В отличной книге «Стыд и вина», в которой описываются эти два явления, Доктора Джун Прайс Тэнги и Ронда Л.Диаринг относят стыд к эмоции самообвинения, связанную с абсолютно низкой самооценкой. Это также эмоция смущения с сильным оттенком желания спрятаться или убежать. Очевидно, это ухудшается при наличии какого-либо физического дефекта, который необходимо прятать. Эти авторы также заявляют, что повторяющееся чувство стыда может постепенно к стиранию у человека своего собственного образа. Они приводят исследование, показывающее связь между тенденцией к стыду и скудному восприятию своего образа. Также исследование показало связь между стыдом и депрессией.
Есть люди, которые из-за чувства стыда и неуверенности по поводу своей внешности избегали работы, учебы, шансов на близкие отношения, и даже семейные события, такие как свадьбы. Некоторые скрывали выдергивание волос и облысение от своих мужей/жен всю супружескую жизнь, иногда десятилетиями. Они делали себе прически в одиночестве, за закрытыми дверями, и вступали в интимные отношения только ночью, при выключенном свете и с заколотыми волосами. Они никогда не купались, не катались в машине с открытым верхом, не ходили в салон или парикмахерскую, не катались на аттракционах в парке, и не участвовали в каких-либо мероприятиях, в которых могли обнаружится их залысины и открыться секрет, который они считают позорным. В исследовании Стембергера, упомянутом ранее, участники рассказали, что они отказывались от следующих мероприятий:
Стрижка        87%
Плавание        62%
Выход на улицу в ветреную погоду 42%
Спорт        35%
Интимные отношения    35%
Освещенные места    25%
Публичные мероприятия    22%
Снятие клейма с себя
Наиболее важный первый шаг, который вы можете предпринять, разрешая проблему с ТТМ, это принятие себя и своих чувств. При лечении многих пациентов с ТТМ, автор начинает с этого шага любую медицинской или поведенческую работу, поскольку он обнаружил, что если вы не можете начать приходить в согласие со своими чувствами по поводу ситуации в целом, будет очень трудно найти мотивацию увидеть процесс выздоровления до конца. Кристина Персон, основатель Центра по изучению ТТМ, сказала: «Избавление от выдергивания – это побочный эффект правильного мышления». В этом высказывании большая доля правды.
Большинство ТТМ-щиков не просто не любят симптомы болезни – они не любят себя. ТТМ не так легко скрыть, как другие виды нарушений ОКР. Это не такая скрытая проблема. Лысина, большие участки недостающих волос, или отсутствие бровей и ресниц может быть вполне очевидным. Также ТТМ-щикам нелегко скрыть, что они сами сделали это с собой. По этой причине ТТМ-щики, как группа, более подвержены оклеймению, чем люди с другими расстройствами. Более того, чувства стыда, смущения, низкая самооценка зачастую требуют больше помощи, чем сам процесс выдергивания.
Ловушка самооценки
Многие ТТМ-щики часто повторяют: «У меня низкая самооценка». Это почти заклинание. Концепция самооценки требует пересмотра. Каждый ТТМ-щик, который хочет достичь эмоционального равновесия, должен научиться сопротивляться соблазну оценивать себя. Если мы внимательнее рассмотрим значение самооценки, то поймем, что она должна на чем-то основываться. Рассуждая в этом направлении, мы приходим к выводу, что человек не может определить себе цену без особой причины это делать. Определение самооценки говорит нам, что для того, чтобы чувствовать себя хорошо, люди должны обращать внимание на свои положительные и хорошие стороны, вместо того, чтобы концентрироваться на негативном. Это означает, что самооценка условна, и что она существует только тогда, когда человек верит, что он совершил какое-то важное личное достижение или обладает положительными чертами. При поверхностном ознакомлении это определение выглядит нормально, но при более глубоком изучении имеет существенные дефекты. Прежде всего, те люди, которые выдергивают себе волосы, как и люди с другими нарушениями, могут не ощущать ничего положительного в отношении себя самих ни в плане достижений, ни в плане положительных черт. Они могут жить, имея весьма ограниченные социальные контакты, ненавидеть свою внешность, быть неспособными устроиться на работу и т.п. Вторым, и более важным моментом, является то, что самооценка призывает вас присваивать себе рейтинг, и если вы сделали что-то хорошее, значит вы достойны самооценки. Совершенно не важно, как вы себя оцениваете, сама идея того, что вы можете присвоить себе рейтинг – бесполезная и нелогичная. Это может расстраивать вас. Человек – слишком сложное существо, чтобы присвоить ему рейтинг, который бы что-то означал. Каждому человеку присущи тысячи разных черт и характеристик. Идея выделения какой-либо из них, такой как вырывание волос, и оценивание себя в связи с этим в качестве хорошего или плохого, абсурдна.
Другая проблема самооценки состоит в том, что ее нужно постоянно поддерживать, она не постоянна. Любое ваше достижение (если это не какое-то великого достижение, которое изменило мир) не позволит вам ощущать постоянное чувство собственного достоинства. Чувство гордости от многих достижение скоро проходит со временем, или из-за превосходящих достижений других людей, или в связи с отсутствием общественного интереса. Таким образом, если вы верите в самооценку, то вы должны постоянно поддерживать ее, и никогда не будете ощущать чувство удовлетворения от того, что вы делаете. Яркие примеры этому можно взять из спорта, у известных политиков или шоуменов, которые, даже находясь на пенсии, чувствуют необходимость попробовать достигнуть новых вершин, чтобы поддержать свою самооценку. Еще одна сторона самооценки заключается в том, что даже если вы успешный, много достигнувший, но, тем не менее, обычный человек, которому свойственно ошибаться, вы можете допустить ошибку, потерпеть неудачу в чем-то, проиграть выборы, переживать неудачный период, получить низкую оценку, или другие могут превзойти ваш результат. Если вы будете оценивать себя достойно или хуже, или лучше, чем другие, основываясь на ваших достижениях, то вы не сможете отделять себя от того, что вы делаете. В своих глазах вы будете хорошим, если хороши ваши достижения. К сожалению, есть и обратная сторона, означающая, что если вы делаете что-то плохо или неуспешно, то вы будете склонны делать вывод не о том, что ваше поведение не верное или каким-то образом, не соответствующее обстоятельствам, а о том, что вы плохой или неуспешный человек. Это может привести к стрессу или эмоциональному расстройству. Это результат вашей погони за самооценкой.
Если вы хотите оценить что-то в отношении себя, тогда оценивайте только то, что может быть оценено – ваше поведение. Если у вас ТТМ и вы считаете себя плохим или дефектным, то в итоге это приведет к депрессии или к ненависти самого себя. Также, оценивание других своих качеств, помимо поведения, может привести к отчаянию. В конце концов, когда вы оцениваете себя и даете себе в целом плохую оценку, то признаете, что вы в целом плохой человек. Как же тогда можно всего себя исправить? Если же вы ограничиваетесь оценкой своего поведения, и даете плохую оценку выдергиванию волос, то это логически приведет вас к желанию изменить конкретное поведение, что кажется намного более осуществимым, чем изменить себя в целом.
Стоит поучиться у тех ТТМ-щиков, которые могут заниматься своими делами, взаимодействуя с обществом, и идти к своим целям вне зависимости от того, есть ли у них волосы. Представляется, что это и есть показатель, что когда человек перестает беспокоиться о том, что выдернутые волосы и его внешность с косметической точки зрения, делает его никчемным, значит он поистине свободен. Очевидно, что самооценка не поможет достичь выздоровления, и что единственный логический способ – это безусловное принятие самого себя.
Важно принять факты. ТТМ – это хроническая проблема, имеющая биологическое происхождение, а не физиологическая проблема. Она никак не связана с умственными способностями и воспитанием. Вы не просили о ней, и вы не являетесь ее причиной. Это не ваша вина! Вероятно, большую часть времени, пока вы живете с ней, вы даже не знали что это, и что это имеет название. Наличие ТТМ не означает, что вы сумасшедший, ущербный или каким-то образом обделенный природой. Это не является показателем слабости или упадка морального духа. Это не происходит с людьми, которые в каких-то аспектах слабее других или менее достойны хорошей жизни. Вы – больше, чем просто совокупность всех волос на вашем теле. И если кто-то из вашего окружения оценивает вас таким образом, то он делает это исключительно из-за своего невежества и бесчувственности, и это ни в коем случае не относится к вам. Вы ни в коем случае не можете считаться ущербным человеком только потому, что вы вырываете волосы. В основном, ТТМ является проблемой, поскольку наличие волос считается в обществе привлекательным. Если бы мы жили в обществе, где было бы принято брить голову и косметически удалять брови и ресницы, ТТМ-щики не обращались бы за помощью. Так как же вы должны относиться к себе? Самый лучший способ предложила Пэтти Перкинс-Дойл, Исполнительный директор обсессивно-компульсивного учреждения, которая как-то раз представила себя так: «Я человек, у которого также есть ОКР». Вам предлагается говорить о себе так: «Я человек, который также выдирает волосы».
Принятие самого себя – единственный логический путь
Один из наиболее емких выводов, применимых к разрешению любой проблемы, содержится в молитве, приписанной Фредерику Отингеру, немецкому религиозному философу (1731-1782), а также немецкому философу 20 века, Реинольду Нибуру (1934).
«Бог дает мне ясность, чтобы принять то, что я не могу изменить, смелость, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы знать разницу».
Большинство ТТМ-щиков хотят знать, как избавиться от ТТМ в кротчайшие сроки, используя поведенческую терапию и лекарства. Они хотят избавиться от симптомов и стать свободными, или даже излеченными, если это возможно. Так какое же место занимает приятие в книге самопомощи такой, как эта, и что является наиболее важным в этой концепции? Почему это относится к вам? Почему вы должны хотеть принять свое выдергивание волос? Выздоровление – это не просто изменение поведения, или изменение состава головного мозга. Это также изменение образа ваших мыслей, ваших взглядов на вещи. В данном конкретном случае мы говорим о том, как вы относитесь к своему нарушению, к болезни в целом, и о том, как вы думаете о себе как о человеке, которому нужно решать проблему, и который от нее страдает. Эта глава, однако, не ограничена просто идеей приятия. Она также посвящена изменению. Должна быть посвящена. Несмотря на то, что возможно, вы никогда не смотрели на проблему с такой стороны, процесс выздоровления включает и приятие, и изменение, как две взаимосвязаннее концепции, которые в действительности неотделимы. Две концепции определяют друг друга. К сожалению, концепцию изменения часто преувеличивают, преуменьшая при этом приятие, во многих лечебных подходах. Приятие редко обсуждается при лечении. В процессе выздоровления вы поймете, что есть много вещей, которые вам необходимо принять, если вы хотите достигнуть успеха. Игнорирование концепции приятия лишает ТТМ-щиков ценных инструментов, которые способствуют более быстрому и полному выздоровлению. Автор включил приятие в данную главу, чтобы вы могли лучше понять его роль и установить баланс между этими концепциями при лечении выдергивания волос. При обсуждении приятия, автор также ссылается на дзен-буддизм. Нигде концепция приятия не описывается лучше, чем в дзен. Некоторые относят дзен к религии, однако это не совсем верно. Дзен в сущности – это философия жизни, а не религия. Он учит нас тому, как лучше всего прожить жизнь.
Определение приятия
Давайте начнем с базового определения приятия. В соответствии со словарем Вебстера приятие – это:
1. одобрять что-то или соглашаться с чем-то;
2. верить во что-то;
3. претерпевать что-то без возражений;
4. относиться к чему-то как к должному, нормальному или неизбежному;
5. принимать как правду.
Автор предлагает еще два определения принятия, которые могут помочь в выздоровлении от ТТМ:
- желание признать существование проблемы и пройти весь путь к выздоровлению, включая отрицательные чувства, такие как беспокойство, расстройство, и несмотря на возможные регрессы и неприятности.
Другое интересное определение предложил психолог Доктор Марша Линехан, известный излечением больных, склонных к суициду с пограничным личностным расстройством:
- абсолютно полное переживание, без добавления или убавления каких-то обстоятельств, без осуждения, без оценки, без попытки сохранить его.
Переживание чего-либо без сравнения с тем, как человек это хочет видеть, или с тем, как он не хочет видеть. Все это происходит в один момент. Это как спрыгнуть со скалы.
Остается непокрытым вопрос – «Что происходит, если вы не принимаете?». По мнению автора, неприятие ведет только к эмоциональному беспокойству, и создает проблемы путем создания «парадоксов» для людей. Что такое парадокс? Словарь определяет его как «ситуация, которая имеет противоречащие качества». Наибольший и наиболее очевидный парадокс заключается в том, что отказ признать проблему (из-за страха разбередить свои чувства) приводит к еще большему беспокойству, и, следовательно, к большим проблемам. Другими словами, борьба за то, чтобы не ощущать нарушение или его симптомы (такие как позывы к выдергиванию) усугубляет само нарушение. Это неприятие приводит к неверному выводу о том, что такой проблемы в мире не существует; к попыткам контролировать то, что в действительности невозможно контролировать; к попыткам избежать то, что невозможно избежать. Мы, люди, имеем полный арсенал средств для избегания приятия проблем и страданий. В ряде случаев мы используем внешние средства, например химические в виде наркотиков и алкоголя, при помощи которых мы приглушаем свои мысли и эмоции. Также у нас есть внутренние механизмы в нашем собственном мозге. Избегание, отрицание и искажение – те стратегии, которые мы используем, чтобы не признавать нарушение. Как они звучат? Иногда они звучат так:
- Избегание: «Я не хочу говорить или думать об этом».
- Отрицание: «В чем проблема? У меня нет проблем».
- Искажение: «Это не проблема – это просто плохая привычка, от которой я мог бы отказаться, если бы захотел».
Проблема всех этих внутренних и внешних стратегий заключается в том, что в лучшем случае, страдания и проблемы уходят только на время. Также при использовании их, мы только прикрываем проблему, а не решаем ее. Мы создаем парадоксальную ситуацию (опять же достигая не того, чего планировали достигнуть), заключающуюся в том, что при использовании данных стратегий нарушение не исчезает, а усугубляется. Вред, причиненный здоровью и жизни употреблением алкоголя и наркотиков, создает более серьезные проблемы, чем те, которые изначально спровоцировали их употребление. Также изначальная проблема может усугубиться со временем, если мы будем прикрывать ее нашими психологическими способами защиты. Однако парадокс может повернуться и иметь положительное действие. Как говорил H.H. XIV Тибетского Далай Лама «Наше отношение к болезни очень важно, поскольку оно может влиять на то, как мы будем справляться с болезнью, когда она проснется».
Вы должны избавиться от этих бесполезных стратегий, если вы хотите стать свободными для борьбы с проблемами и болезнями, которые встречаются на вашем жизненном пути. К сожалению, мы часто цепляемся за наши особые способы защиты, потому что мы отказываемся от своих требований, которые никогда не будем соответствовать. Мы цепляемся за то, какой хотим видеть свою жизнь, и не отпускаем этот нереалистичный образ, независимо от того, чего нам это стоит. Я верю, что изменение такого направления и отношения является ключевым для решения такой проблемы как ТТМ. В данном случае необходимо осознать, что страдания и проблемы больше нельзя избегать, и нужно открыто противостоять им. Пема Кодрон, известная Буддистская монахиня и писатель, верит, что с полного осознания проблемы начинается познание правды. Она говорила: «Наиболее ценная возможность предоставляется, когда мы приходим к пониманию, что не можем больше справляться с происходящим. Это уже слишком. Это зашло слишком далеко. Мы чувствуем себя плохо. Нет способа повернуть ситуацию так, чтобы мы могли выйти из нее успешно. И не важно, как усердно мы стараемся – ничего не помогает. Жизнь поставила нас в тупик. Это как будто вы смотрите на себя в зеркало и видите гориллу. Вот зеркало, и в нем отражаетесь вы, и вы выглядите настолько плохо. Вы стараетесь повернуть зеркало так, чтобы выглядеть хоть немного получше, но неважно, что вы делаете, все равно вы выглядите как горилла. Это называется тупик, когда у вас нет другого выбора, кроме как принять это или оттолкнуть от себя».
Она идет дальше, утверждая, что если вы мудрый, вы можете извлечь пользу из этой возможности и не отталкивать этот опыт. Это не редкость для нас – стараться избежать того, что неприятно или неудобно. Желание освободиться от страдания – это нормальная цель для любого живого существа. Это часть нашего механизма выживания. С другой стороны, не только мы самостоятельно учимся неприятию и развиваем его. Неприятие – это частично результат нашей культуры, ориентированной на совершенствование, которая учит нас:
• Источники проблем могут и должны быть устранены или изменены по аналогии с тем, как мы решаем проблемы с использованием технологий. Вы можете запрограммировать себя как компьютер путем внедрения новой печатной платы. Проблемы в жизни устраняются простым избеганием мыслей, чувств, поведения, как будто вы выключаете свет и добиваетесь «идеальной жизни» (возможно, это мир, придуманный рекламой или продукт нашего воображения). Этим создается иллюзия, что страдания – это что-то лишнее в жизни, неестественное, и что его можно избежать или устранить каким-то способом, что вы не должны принимать что-то, что вам не нравится в себе, и по желанию можете исключить это. В развитие нашей потребительски направленной и самосовершенствующейся натуры нас учат, что мы никогда не должны принимать несовершенство в себе или несовершенство в жизни, поскольку оно не является естественным. Нас учат всегда быть неудовлетворенными тем, что мы имеем, и всегда стремиться к чему-то большему, что можно достигнуть для следующего уровня совершенства.
• Другим вкладом общества в эту проблему неприятия явилось то, что из-за исключения западным обществом большей части страданий, возникших в связи с жесткими условиями жизни, мы утратили способность справляться с теми страданиями, которые остаются. Мы склонны смотреть на мир как на изначально хорошее и справедливое место, и считать, что мы хорошие люди, которые заслуживают, чтобы только хорошие вещи происходили с нами.
В Дзен есть хорошая история, которая наглядно демонстрирует этот тип неправильного мышления: человек однажды пришел к известному учителю Дзен просить о помощи в разрешении серьезной проблемы, с которой он столкнулся в жизни. Он сказал учителю, что у него огромное количество проблем и стал перечислять их. Он говорил, что жена изменяет ему, что его сын – безработный алкоголик, что он ненавидит свою работу, его начальник ищет повод, чтобы уволить его, родители относятся к нему холодно и осуждающе, у него не хватает денег, он страдает от артрита и т.п. Перечисляя все свои проблемы учителю, он считал их, загибая пальцы, и он завершил свой печальный рассказ фразой: «Теперь вы понимаете, почему я так несчастен – как вы видите, у меня сорок семь проблем!» Учитель Дзен закрыл глаза, покачал головой и произнес: «Нет, у вас сорок восемь проблем». Человек был удивлен «Неужели я обсчитался? - спросил он, - я готов был поклясться, что их сорок семь!» Учитель посмотрел на человека и медленно ответил: «Ваша сорок восьмая проблема заключается в том, что вы думаете, что у вас не должно быть проблем».
Истина в том, что нельзя уйти от проблем и страданий в жизни. И в этом и есть парадокс. Свобода от страданий зависит в первую очередь от их принятия и открытости к признанию проблем и страданий. Мы должны признать, что жизнь беспорядочна и неидеальна. И хотя мы можем требовать, чтобы все было по-другому, жизнь несправедлива. Нет определенного набора правил, которых должен придерживаться мир, чтобы потом мы могли сказать «это несправедливо», потому что эти правила не соблюдались. Если вы хотите полноценно жить в этом мире и получить полный человеческий опыт, вы должны понять, что проблемы и страдания входят в тот набор, который мы называем полнота жизни. Жизнь – это не кафе, куда можно придти и взять только то, что вам нравится. Вы пришли для получения полного опыта. Все это не означает, что жизнь абсолютно неприятна, и что нет смысла жить. Это означает то, что хорошее и плохое – это две стороны существования. Если мы будем смотреть на мир только со своей позиции, как на опыт, отдельный от нас самих, и не будем видеть связей между собой и остальным миром, мы будем подстраивать этот опыт под то видение, которое у нас есть, а не принимать его таким, какой он в действительности. Тогда мы не сможем справляться со страданиями и наше видение будет нелогичным и неработающим. В результате мы можем иметь неадекватные запросы, такие как «То, что мне не нравится, не должно существовать», а поскольку это невозможно, то это приведет к еще большему замешательству и расстройству.
Принятие и вопросы лечения ТТМ
Важным является вопрос, должно ли вызывать выдергивание волос эмоциональное расстройство у вас? Мысли и чувства – не всегда правдивое отражение мира вне нашего сознания. Это то, что мы испытываем на интеллектуальном уровне, но это не всегда точное отражение самих переживаний. Простой факт нежелательного поведения и чувств не обязательно должен расстраивать вас. Как упомянуто ранее, именно неприятие проблемного поведения и неприятие трудностей при попытках контролировать его в основном является основным источником стресса и страданий. Это не сами симптомы, это то, что вы делаете из ваших симптомов. Вы можете выдергивать волосы, теребить кожу, кусать ногти, но это  не обязательно должно стать причиной эмоционального беспокойства. К сожалению, подсознательный ответ ТТМ у большинства людей полностью противоположный тому, который требуется. Они становятся взволнованными и удрученными, осуждают и обвиняют себя. Принимая внимание реакцию общества на выдергивание волос, его влияние на идеальную внешность, и эффект на нас общественных условностей, неудивительно, что так много людей попадают в эту ловушку и реагируют взволнованно и критично. Как уже говорилось ранее, если бы мы жили в обществе, где все брили бы голову или выщипывали брови или волосы на теле, ТТМ не была бы проблемой. Многие люди не готовы иметь или принять повторяющееся нежелательное поведение. Это не значит, что они не могут научиться делать лучше. Возьмем, к примеру, тот факт, что есть люди, которые выдергивают волосы, но их это не беспокоит, несмотря на то, что им это не нравится. Они не подавленны и не отчаянны, хотя они очень озабочены своей проблемой, им не нравится ее влияние на их жизнь, и они хотят покончить с этим. Мы можем поучиться у таких людей. Данность такова, что вы не можете изменить реальность, и у вас есть порывы выдергивать волосы. ТТМ – это хроническая проблема, и, возможно, генетическая. Это что-то, что вы несете с собой. Однако вы можете изменить свои взгляды на выдергивание и на жизнь в целом. Четыре важных взгляда, которые необходимо изменить:
1. Проблемы – это не естественная часть жизни, и им нет в ней жизни, и если у вас проблемы, вы должны волноваться по этому поводу.
2. Страдания негативно и его нужно избегать любой ценой.
3. Страдание и проблемы – признак неуспешности.
4. К страданиям и проблемам всегда должны быть быстрые и простые решения.
Поскольку, как мы видели, борьба с этими требованиями безрезультатна, и поэтому, приводит к стрессам из-за депрессии (связанной с чувством слабости и беспомощности) и беспокойства. Следовательно, вы должны избавиться от этих представлений. Идея заключается в том, что нужно перестать бороться и расслабиться.
Чтобы справиться с этим процессом принятия, ТТМ-щики должны научиться концентрироваться на том, чтобы жить в настоящее время. Мрачное обдумывание неприятных событий, вызванных выдергиванием волос, означает, что вы живете прошлым. Представление возможных неприятностей, которые могут произойти, если проблема не разрешится, или если другие узнают о проблеме и т.п. означает, что вы живете в будущем. Ни один из этих путей не является вашей жизнью в настоящем или здесь и сейчас, а одной из основных причин несчастья является неспособность жить в настоящий момент. Жить здесь и сейчас – это единственное, что вы можете делать успешно. Прошлое уже позади и не может быть изменено, а будущее еще неизвестно. Вы не можете жить в прошлом или будущем и быть успешным в преодолении выдергивания волос. Это несовместимые вещи.
Ключевым является не бороться против выдергивания волос. Как уже говорилось ранее, это парадоксально: изменив свои мысли о выдергивании в настоящем, и приняв его, вы можете освободить себя от этой паутины навязчивого поведения, которое, кажется, контролирует вашу жизнь. Вы должны сдаться и отказаться от этой борьбы. Требуя идеального контроля над своим поведением – это еще один способ выйти из-под контроля. Выздоровление означает отказ от иллюзии контроля над тем, что нельзя проконтролировать или идеи, что вы можете полностью исключить все позывы или проконтролировать то, как другие относятся к вашей внешности или к вашему проблемному поведению, но в то же время нельзя отказываться от контроля над тем, как вы относитесь к тому, что с вами происходит.
Осознанность, дыхание и медитация
Известный французский философ и математик Рене Декар сказал: «Единственная вещь, которая дает нам силу над вселенной – это наши собственные мысли».
Одним из условий достижения этого является концепция, именуемая осознанность, а это решающий компонент замещающей терапии (HRT), которая является поведенческим компонентом лечения. HRT включает:
1. Осознание стресса и биологических сигналов, и ваших позывов выдернуть волосы, чтобы почувствовать облегчение.
2. Сосредоточение через дыхание и расслабление.
3. Замещение альтернативным поведением, несовместимым с выдергиванием.
Первый и третий компоненты более подробно рассмотрены в главе 6 о самопомощи. Второй, сосредоточение, может быть достигнут путем выработки реального контроля при помощи навыков осознанности. Термин «осознанность» был разъяснен в писаниях Вьетнамского буддистского монаха, Тих Нхат Хан. Эти навыки составляют переживание и наблюдение за своими мыслями и поведением без попыток контролировать его. Это состояние повышенной осведомленности о самом себе в повседневной жизни. Это «подвижная медитация», состояние настоящего «спокойного контроля». Он говорит, что осознанность – это одновременно средство и цель, семя и плод. Когда мы используем осознанность, чтобы сконцентрироваться, осознанность – это семя. Но осознанность сама по себе – это осведомленная жизнь. Осознанность освобождает нас от забывчивости и депрессии и делает возможным дышать полной грудью каждую минуту. Осознанность позволяет нам жить.
Пема Кодрон, Буддистская монахиня, говорит, что «осознанность – это то, где мы есть».
Причина, по которой нам нужны эти навыки заключается в их пользе для части процесса, состоящей в изменении. Вы не можете поменять то, о чем у вас нет правильного представления. Мы знаем, что ТТМ иногда может быть очень автоматической, и часто случается, когда мы не обращаем внимания или заняты другим делом. Вы не можете полностью осознавать, если вы не достигаете спокойного сосредоточения и баланса между вашим телом и умом. ТТМ – это состояние, когда тело и сознательный разум находятся в состоянии конфликта. На вопрос, как нам достичь осознанности, Тих Нхат Хан говорит нам следующее. Сосредоточьтесь на работе, будьте начеку и в готовности искусно и умно справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть. Это осознанность. Нет повода отделять осознанность от концентрирования всего внимания на работе, от бдительности и здравого смысла. При решении любых вопросов для достижения хороших результатов человеку нужны спокойное сердце и самоконтроль. Это понимает каждый. Если мы не контролируем себя, позволяем своему нетерпению и гневу выйти наружу, то наша работа больше не представляет собой ценность.
Осознанность – это чудо, которое помогает нам управлять собой и возрождать себя. Представьте, например: волшебник, который разрезает свое тело на множество частей и помещает каждую часть в разные места – ладони на юг, руки на восток, ноги на запад, а затем каким –то чудесным образом созывает все части и составляет обратно свое тело. Осознанность – это чудо, благодаря которому можно собрать воедино наше разрозненное сознание и восстановить его целостность, чтобы мы могли жить каждую минуту нашей жизни.
Дыхание – это очень важная часть для достижения осознанности, оно помогает сосредоточиваться. Тих Нхат Хн говорит нам, что дыхание – это инструмент. Дыхание само по себе – это осознанность. Вы должны знать, как дышать, чтобы сохранять осознанность, поскольку дыхание – это естественный и очень эффективный инструмент, который может предотвратить депрессию. Когда ваше сознание рассеивается, используйте дыхание, оно поможет вам собрать ваше сознание обратно.
Он говорит нам, что дыхание – это средство, захватывающее наше сознание. Оно служит якорем, который притягивает нас в настоящий момент и приводит нас обратно, если сознание заблудилось. Вы никуда не уходите с этим дыханием, и ничего не должно произойти. Вам не нужно усиливать его или думать о нем. Это просто ровная и спокойная осведомленность о дыхании – вдох, выдох. Вы просто впускаете его в свое сознание на этот момент. Подробное описание тренинга дыхания диафрагмой включено в главу 6.
Помимо дыхательных упражнений, имеются также упражнения медитации. Что такое медитация? Хорошее определение этого понятия есть у автора Дзена Жон Кабан-Зинн, который говорил: «Медитировать – это не просто сидеть. Это остановиться и быть в настоящем, и все». При медитации вы не делаете, вы существуете. Тих Нхат Хан говорит: «Вам необходимо медитировать, когда вы ходите, стоите, лежите, сидите, работаете, моете руки, моете посуду, подметаете пол, пьете чай, говорите с друзьями и т.д. Когда вы моете посуду, вы можете думать о том, что когда закончите, то будете пить чай, и постараетесь закончить мытье посуды как можно скорее, чтобы попить чай. Но это означает, что вы неспособны жить в то время, как вы моете посуду. Когда вы моете посуду, то это занятие должно быть самым важным в вашей жизни. Точно также, когда вы пьете чай, то это будет самым важным в вашей жизни. Будьте осознанны 24 часа в сутки.
Пять вещей, которые нужно принять
Хорошее лечение ТТМ не гарантирует, что у вас никогда больше не будет позывов выдернуть волос. Оно учит вас не бояться и не ненавидеть эти позывы, а управлять ими, уменьшать и перенаправлять их. Из тех, кто выдирает волосы, некоторые, в силу сочетания биологических и поведенческих причин, не могут ограничивать или сопротивляться этим действиям так легко, как другие. Эти люди более преданы ТТМ. ТТМ-щики с идеалистическими представлениями о том, что считать выздоровлением, практически никогда не могут выздороветь в их понимании, и могут придти к выводу, что они неудачники. Успех лечения измеряется не только количеством выдернутых волос или сопротивлением позывам к выдергиванию, но и тем, как человек живет в согласии со своими ценностями и ощущениями. Принимается во внимание не улучшение клинических показателей, а вовлечение в приятные и духовно обогащающие занятия и отношения, а также готовность к новым впечатлениям. Многие учат сопротивляться позывам к выдергиванию и осознают, что эта проблема будет сопровождать их в течение жизни, однако они продолжают вести ограниченный образ жизни, лишенный спонтанности и трудных вопросов, как будто они продолжают болеть. Таким образом, они рискуют снова заболеть. Они не социальны и не принимают участия в повседневных мероприятиях, которые они избегали, когда выдергивали волосы.
Лесли Гринберг, психолог, сказал: «Изменение происходит, когда человек становится тем, кем он является, а не тогда, когда человек пытается стать тем, кем он не является». В ситуации с ТТМ это представляет собой идею, что кто-то является абсолютно не совершенным человеком. Под этим мы подразумеваем человека, который имеет позывы к выдергиванию волос, не может полностью контролировать себя и обеспечивает себе жизнь без каких-либо проблем. Учитывая вышеизложенное, назовем то, что человек должен принять, чтобы успешно пройти лечение и оставаться здоровым, а именно пять категорий:
1. Принятие себя
2. Принятие других
3. Принятие болезни и естественности этой болезни
4. Принятие природы цели лечения
5. Принятие природы цели выздоровления

Принятие себя
Чтобы достичь принятия, прежде всего, нужно принять, что вы – обычный человек, подверженный ошибкам, не хороший и не плохой. Все люди по своей сущности несовершенны. Это неотъемлемое человеческое качество. Достаточно рискованно «играть» с оценками, такими как хороший или плохой в отношении вас самих. Это изменчивые характеристики, которые могут оказать очень неблагоприятные эмоциональные последствия. Когда вы говорите, что вы плохой, то подразумеваете не только, что вы плохой в целом, но и то, что вы всегда плохой. Нет смысла оценивать себя в целом такими понятиями как «хороший» или «плохой». Только ваше поведение можно оценить хорошо или плохо.
Также важно осознавать, что одна черта не отражает всей сущности человека. Вы не можете оценить себя в целом, поскольку состоите из тысяч разных качеств, включая мысли, поступки, внешность и т.п. Люди – сложные существа. Абсолютно нелогично думать, что вы можете свести свою личность к какой-то одной черте, и что это может что-то означать.
У человека так много качеств, что вы не можете быть хорошим или плохим. Невозможно измерить или оценить и всех, чтобы выставить какую-то общую оценку. Даже если вы соотнесли количество плохого и хорошего, как вы можете оценить кого-то, учитывая процентное соотношение разных качеств? Как вы оцените того, кто на 51% хороший и на 49% плохой? Плохие поступки не делают человека полностью плохим, также как и хорошие поступки не делают его полностью хорошим.
Так же следует учесть, что из-за субъективного мнения каждого, невозможно объективно отнести каждую черту к плохой или хорошей. Кто должен решать это? Как учитывать при вынесении данной оценки культурные, религиозные, национальные или расовые предубеждения? Кроме того, качества у человека могут меняться в силу обстоятельств или личного развития. Человек – постоянно меняющееся существо, а не статичный объект, который можно оценить раз и навсегда. Как можно сравнить всю совокупность качество двух людей? Или даже их единичные черты? Вы можете сравнить смелость одного человека с честностью другого? Все люди равны в своей несовершенной человеческой природе, но все разные в разных качествах.
Чтобы получить хорошую оценку, вы должны быть идеальны или близки к идеалу. И вы должны оставаться в этом состоянии. Требовать от себя совершенства – это высокомерие. Это все равно, что говорить: «Те неудачники могут быть несовершенными, но только не я. Я способен быть намного лучше их». Также следует принять во внимание, что если сначала вы сделали плохо, а затем исправились, то можно ли говорить в этом случае о переходе от плохого к хорошему? Если общая самооценка может так легко меняться, как можно учитывать то, что остается неизменным? Если плохие поступки делают человека абсолютно плохим навсегда, то не было бы таких понятий как исправление и выздоровление.
Это альтернатива типу мышления «все или ничего». Ответом является безусловное принятие себя. При том, что вы не можете оценить себя, вы можете оценить свое поведение как хорошее или плохое в зависимости от поставленных целей. Поведение можно оценить хорошо, если оно помогает вам достичь ваших целей. Как было обоснованно выше, абсолютно неверно определять, кто ты есть в зависимости от того, что ты делаешь. Принципиально важно понят, что вы – не болезнь, и ваши человеческие качества невозможно оценить на основании того, что у вас есть болезнь. Это то, что вы несете с собой, но это не часть вас. Научитесь думать о себе, как о человеке, который также выдергивает свои волосы. Поскольку болезнь – это всего лишь ваша маленькая частичка, она не делает вас плохим или несоответствующим человеком. Она всего лишь делает ваше поведение менее приемлемым для вас (и вы даже можете изменить это). Ваша болезнь – следствие генетических и биологических причин, но не ваша вина. Вас нельзя обвинить в ее наличии. Вы не сами вызвали ее в себе.
Так, поскольку человек - очень сложное, постоянно меняющееся существо, ни он сам, ни другие не могут объективно оценить его в целом. Следующим шагом является осознание того, что вы также не можете приписать понятие «достойный» другим людям, поскольку это также будет присвоением оценки.
Доктор Винди Драйден, британский терапевт, обозначил десять принципов принятия себя, которые могут помочь вам в выздоровлении.
1. Как живому существу, вам невозможно объективно присвоить общую оценку, но можно оценивать разные ваши качества, а также то, что с вами происходит.
2. Как человек, вы по своей сущности несовершенны, но уникальны. Люди не способны к совершенству.
3. Вы равны с другими людьми в силу общих человеческих качеств, но отличаетесь по многим аспектам. Никто из людей не является более достойным, чем другой, хотя между ними существует множество различий, связанных с разными аспектами.
4. Когда вы принимаете себя безусловно, вы мыслите логично и избегаете ошибок, связанных с чрезмерным обобщением, таких как убеждение, что неудача в каком-то деле делает вас полным неудачником.
5. Безусловное принятие себя поможет вам избежать отрицания себя, несмотря на ваши ошибки и неудачи.
6. Если вы безусловно принимаете себя, то ваши эмоции здоровы, а поведение эффективно.
7. Если вы все же хотите оценить себя, оценивайте себя в рамках тех условий, которые останутся неизбежными в вашей жизни. Так, вы можете думать о себе, как о достойном человеке, поскольку вы человек, живой и уникальный.
8. Безусловное принятие себя ведет к эффективным действиям, а не отстранению или депрессии. Это позволяет нам сфокусироваться на том, что мы делаем, а не на том, насколько мы достойны.
9. Как человек, склонный к ошибкам, вы можете учиться принимать себя несмотря на несовершенство.
10. Достижение безусловного принятия себя трудно и требует большой работы надо собой.

Принятие других
Наряду с принятием себя, вы должны также осознать, что другим людям также свойственно ошибаться, и они также не являются хорошими или плохими. Таким образом, их также невозможно оценить в целом. Только их поведение может быть оценено как хорошее или плохое. Вы не можете требовать от них совершенства при оказании вам поддержки или осознании ваших симптомов. Вы не можете получить поддержку и понимание вашей болезни от других. Они не должны делать так, как вы говорите, или поддерживать ваши попытки, если они не хотят этого. Нет такого закона, который обязывает их это делать. Вы действуете сами по себе. Возможно также, что в вашей жизни не окажется никого, кто может оказать вам поддержку в этот момент. Что делать, если вы чувствуете, что не сможете выздороветь сами? Спросите себя, как другие люди, не имеющие внешней поддержки, могут выздороветь и выздоравливают?

Принятие болезни и природы болезни
Следующим шагом вы должны осознать, что у вас есть ТТМ, и что вы будете подавлять позывы к вырыванию, а также повторяющееся навязчивое поведение. Не нужно говорить себе: «У меня не должно быть таких симптомов. Они не должны существовать». Нравится вам это или нет, но у вас есть ТТМ, а соответственно, как это ни странно, должны быть и симптомы. Это хроническая и серьезная проблема, которая может привести к эмоциональному истощению. Не существует лекарства, но существует лечение. Вас всегда будет сопровождать эта склонность, даже если вы излечитесь.
Вам нужно признать, что ТТМ не уйдет просто сама по себе. Вы не проснетесь однажды утром, обнаружив, что ее больше нет. И хотя у некоторых людей бывают продолжительные ремиссии, не стоит рассчитывать, что это произойдет с вами. Если вы думаете, что это несправедливо, или несправедлив факт того, что это все с вами происходит, то вам следует изменить свое мнение. Не является несправедливым то, что у вас есть ТТМ. Мы не можем говорить, что жизнь справедлива или несправедлива. Мир не основан на своде правил, на которые мы можем указать и заявить, что они не соблюдаются. Он такой, какой он есть. Такие явления, как генетическая предрасположенность – это дело случая. Это можно сравнить с игрой в покер, когда события и обстоятельства вашей жизни (такие как генетика, состав семьи и т.п.) – это набор карт. У некоторых людей счастливая рука, а у некоторых – нет. В этой игре вы не можете выбросить одну карту и попросить заменить ее на другую. Вы должны играть с теми картами, которые вам достались, и показать лучшую игру.
И последним важным фактом является принятие того, что вы не сможете облегчить симптомы ТТМ. Это означает, что вы не должны иметь их; то есть, каким-либо образом, сохранить выдергивание на каком-либо приемлемом уровне, и также вести нормальную жизнь без риска ухудшения. По аналогии можно привести пример алкоголика, который хочет выпивать четверть литра водки в день и при этом быть как остальные люди. Они пытаются стать хорошим алкоголиком, а не излечившимся человеком.

Принятие природы цели лечения
Как было упомянуто ранее, вы находитесь наедине со своей болезнью. Вашей задачей является помочь себе, то есть положиться на мнение экспертов, а затем работать над лечением. Если вы ходите на лечение или проводите его самостоятельно лишь на том уровне, чтобы отвязаться от других, у вас ничего не получится. Если вы делаете это благодаря тому, что кто-то постоянно подталкивает или напоминает вам – вы ничего не узнаете о болезни и об управлении своим поведением.
Лечение ТТМ может быть сложным. Это с трудом поддающаяся лечению проблема, и лечение включает задачи, которые порой кажутся очень трудными. Как говорилось ранее, вы должны признать, что возможно, у вас не получится. В жизни есть определенные риски, которые никогда нельзя исключить. Все важное, что мы делаем в жизни, связано с риском. Гарантии просто напросто отсутствуют. Таким образом, если вы пытаетесь достичь чего, что имеет значение, риск должен быть учтен. Помимо принятия риска важно понять, что вы должны упорно работать и приложить немало усилий, чтобы выздороветь. Упорная работа – это еще одно требование для достижения чего-то важного. Как упорно вы должны работать? Это будет сложно, но не очень. Это работа, занимающая все время, как могут сказать те, кто это сделал. Работа по сопротивлению вашим позывам и привычкам будет сопровождаться большим расстройством и дискомфортом». Некоторые люди стараются избавиться от боли, которую причиняет ТТМ, используя вызывающие привыкания лекарственные средства, или, еще хуже, алкоголь и наркотики. Когда вы чувствуете дискомфорт от того, с чем вы сталкиваетесь, можно говорить о том, что вы делаете что-то для улучшения своего состояния.
Процесс лечения также занимает время, и это другая вещь, которую нужно принять. Сколько времени? Столько, сколько нужно. Это требует терпения, поскольку изменения поведения – это постепенное изменение. Вам потребуется овладеть большим количеством навыков, которые нужно практиковать. Кроме того, прогресс излечения, не происходит по прямой линии; будут случаться промахи и ошибки, но все получится, если вы будете упорны. Упорство – это главное при преодолении вашего выдергивания. Никто и никогда не овладевал новыми навыками, не допуская множества ошибок. Если вы не верите, то попробуйте сыграть в теннис в первый раз на корте. Это просто ямы на пути, ведущем к выздоровлению. В конце концов, вы всего лишь – несовершенный человек.
По опыту автора, мужчины труднее принимают тот факт, что они выдергивают волосы, и что им требуется лечение. В целом, мужчины менее склонны искать медицинскую и психологическую помощь, чем женщины. Мужчина, у которого что-то не так, воспринимает это как личную слабость, а не болезнь. Мужчины стремятся к независимости. Неспособность самостоятельно справиться с чем-то – это признак слабости. Они должны нести службу, несмотря на боль. Кроме того, мужчины не любят, когда им говорят, что нужно делать. Для них это означает потерю контроля.
Принятие природы цели выздоровления
Важно понять, что выздоровление требует работы, и действительно является незавершенной работой. Выздоровление – это не окончательная цель, а путешествие, в которое человек отправляется каждый день. Навыки, которые вы осваивайте в процессе лечения, должны использоваться вами в вашей повседневной жизни. Они должны стать вашей частью. С другой стороны, необходимо принять, что ваше выздоровление не будет и не может быть абсолютным. Ничего из того, что делаем мы, люди, не совершенно. Если вы примете это, то будете меньше шокированы, когда неизбежно столкнетесь с ошибками. Запомните, что ошибка – это не рецидив. Ошибка не означает, что вы вернулись обратно и забыли все, что вы учили до этого о контролировании своего поведения. Это было бы невозможно. Это означает только то, что вы сделали шаг в неверном направлении. Ошибки и промахи могут стать ценным опытом. Иногда они учат вас большему, чем те вещи, которые вы делаете правильно. Один из вопросов, который может встать, когда вы достигнете исцеления – это осознание того, что вы потеряли часть вашей жизни, отношений, и возможностей ТТМ. Находясь в состоянии выздоровления, вы может иногда выделить время, чтобы остановиться и проанализировать, что происходило с вами все эти годы. Это настоящие потери, и вы можете какое-то время печалиться, прежде, чем принять их. Этот процесс относится не только к потере любимого. Мы, люди, печалимся о своих больших потерях, вне зависимости от того, какие они. Печаль означает выполнение определенных задач для восстановления равновесия, которое было нарушено потерей. В соответствии с книгой Дж. Виллиама Вордена, Ф. Д. «Консультации по печали и Лечение печали», существует четыре цели печали:
• Принять факт потери (оставляя позади недоверие) и осознать, что это часть вашей жизни.
• Работать через боль от печали (оставляя позади чувство, что боль будет сопровождать вас всю жизнь). Обсуждение с другими очень важно, чтобы вывести эту боль наружу, где вы сможете увидеть и понять ее.
• Приспособиться к жизни без того, что было потеряно, по-новому чувствуя себя и мир, где могут происходить такие вещи, привыкнуть к потере и извлечь из нее лучшее.
• Извлекать эмоциональную энергию, прежде направленную в прошлое, перенаправлять ее и двигаться дальше по жизни (осознать, что жизнь не остановилась, когда началась болезнь).
Вы поймете, что выполнили эти задания, когда вы, наконец, начнете думать о своей потере без боли, вновь почувствуете наслаждение, и перенаправите свои эмоции в жизнь, приспосабливаясь к новым ролям в настоящем.
И наконец, вам нужно принять в ходе вашего выздоровления, что жизнь в мире среднего человека несовершенна и имеет долю сомнений, страхов и неудач, и что вы тоже несовершенны, но, по крайней мере, свободны, чтобы совершать ошибки, и быть непринужденными, поскольку вы живете настоящим. Избавление от выдергивания и наличие волос не означает, что теперь у вас будет идеальная жизнь без проблем. Вам нужно реально взглянуть на вещи. «Мир не становится лучше, вы становитесь лучше».

2

Читала эту главу ну.. даже можно сказать что с восторгом!!
Некоторые вещи.. да почти все наверное.. мы уже поняли своим умом на нашем форуме, совместными усилиями, групповой нашей терапией, но мы никак не могли (точнее не начинали) систематизировать наши знания, нигде у нас не написано, с чего нужно начать лечение ттм, какие установки самые важные.
Мне очень понравилась концепция принятия и изменения. Ведь действительно - прежде чем получить улучшение, мы должны принять ттм как есть, сказать себе, что мы такие же люди, как все остальные, мы должны простить наших близких и окружающих, если они причинили нам боль в прошлом из-за ттм. Только после этого можно продолжать работу над собой дальше. Как правильно все написано!! Я не знаю точно, кто автор этой книги, врач ли он или психолог, в инете лень смотреть, но этот человек действительно все прекрасно понял о ттм, ну по крайней мере то, что можно о ней понять.
Здесь набросан примерный план психологических установок, план для работы над собой. Это так ценно!! Ведь подобная информация разбросана по нашим дневникам и комплексно ее мы нигде не собрали, а здесь все на ладошке подано. И все все мысли такие верные, точные!! И опять - много что звучало для меня как в первый раз. Например я никогда так сильно не концентрировалась на той мысли, что мы по природе своей несовершенны, а общество такого, что заставляет нас стремиться к большему, к лучшему, к идеальному - а ведь это делает нашу жизнь настоящим кошмаром, когда у нас ттм. Избавившись от этой гонки за совершенством, мы можем взглянуть на себя как есть, на настоящих.
Мне очень понравилось рассуждение на тему самооценки. Для меня было настоящим откровением, что от самооценки действительно стоит отказаться. Казалось бы, такие простые мысли, но я никогда не задумывалась на эту тему и всегда оценивала себя с разных сторон, с хороших и плохих, а получается, что эта оценка условна и ведет к неправильным, субъективным, даже где-то вредоносным убеждениям о себе.
Очень понравилось упоминание дзен, эта философия действительно очень интересна в плане лечения ттм.
И пожалуй, самая прекрасная мысль, которую я здесь почерпнула - это цитата Кристины Персон: "Избавление от выдергивания – это побочный эффект правильного мышления". Эта мысль настолько верна, что я поставила ее себе в подпись. Выздоровление от ттм действительно побочный эффект, именно побочный, потому что проверенной методики не существует, и только приведение своего душевного внутреннего состояния к гармонии может обещать нам уход ттм.
Дашенька, помощь, которую ты всем нам оказала, переводя эту книгу, бесценна!!! Спасибо тебе еще раз!! И не устану это повторять!!

и еще добавлю - теперь "борьбу" буду заменять словом "лечение".

3

Не поленилась прочесть до конца и не зря! Автор - гений!
Действительно, все те знания, разбросанные по крупицам в каждом дневнике, здесь собраны воедино. Все четко, все по полочкам!
Принятие себя - как просто и как сложно. Многие к этому уже пришли.
+1000 к Анюткиным словам. Все очень доступно!
Пересмотрела отношение к себе.
Недавно сама дошла до мысли, что нужно жить настоящим, а никак не прошлым и тем более не будущим!
Принимаем себя, живем сегодня, не ждем чудес и будет нам счастье!!!
__________________________________________________________________
Даша, большое-пребольшое спасибо за проделанную работу!!!

4

Теперь и у меня появились силы прочесть и прочувствовать эту главу до конца. Да, мы пришли к тому же совместными коллективными усилиями. А по-хорошему всем новеньким вначале нужно читать именно это, чтобы лишних вопросов не возникало.
И ещё: я лично думаю, что раньше ттм страдали меньше людей. Эта волна затопила нас, когда люди перестали во что-то верить и иметь твёрдые религиозные убеждения. Было бы странно для человека, который в 19 веке молится перед едой и сном, ходит на службу, соблюдает пост и читает Библию на досуге, рвать волосы.
все крупнейшие религии мира утверждают в общем-то, что человек должен смириться. А мы слишком запутавшиеся люди, в нас живут навязанные стереотипы, и у нас нет опоры. Да, всё верно написано. Нам навязан культ совершенства, когда мы от природы к нему неспособны, навязано то, что проблемы - это ненормально. А почитать Веды - всё это становится смешным.
Кажется, в ближайшие месяцы я серьёзно займусь религиоведением...

5

Веда написал(а):

все крупнейшие религии мира утверждают в общем-то, что человек должен смириться

на мой взгляд там есть одно очень большое несоответствие - уж слишком страшные наказания..
например за одну пропущенную молитву без причины - 70 лет на сковороде жарится..

с одной стороны почему такие суровые наказания, а с другой стороны - смирись на время мирской жизни и получишь вечный рай.

но вот если рассмотреть наш мир! ведь он совершенен! (я не про человека) ! Все в природе так закономерно и гармонично! ничего лишнего! все процессы в организме - совершенны!! все что создал Бог - настолько велико!!

и после этого верить, что вот мол в шапке в церковь вошла - и это грех??
ведь Творец безгранично мудр и велик!!

Веда написал(а):

я лично думаю, что раньше ттм страдали меньше людей.

я тоже так думаю. Но там были другие проблемы. Сейчас все очень быстро течет-меняется...

Веда написал(а):

все крупнейшие религии мира утверждают в общем-то, что человек должен смириться

мне кажется, они путают смирение и принятие.
можно принять то, что ты когда-то стала вырывать волосы.. принять и простить себя..
но стоит ли к этому смеренное относиться??? нет

6

Прочитала ))) очень понравилось, здесь глубокий анализ. Две цытаты выписала в тетрадь:

Seco написал(а):

Ошибки и промахи могут стать ценным опытом. Иногда они учат вас большему, чем те вещи, которые вы делаете правильно.

Seco написал(а):

Избавление от выдергивания и наличие волос не означает, что теперь у вас будет идеальная жизнь без проблем. Вам нужно реально взглянуть на вещи. «Мир не становится лучше, вы становитесь лучше».

Ева Адамс написал(а):

мне кажется, они путают смирение и принятие.
можно принять то, что ты когда-то стала вырывать волосы.. принять и простить себя..
но стоит ли к этому смеренное относиться??? нет

я тоже считаю, что человек должен смириться, хотя сама не могу этого сделать..
И не только с тем, что у тебя ( меня) ттм, а вообще: с мужем например, (для меня), с родителями и т.д.

7

Спасибо! Много ценной информации. Действительно, надо принять и начинать бороться, помогать доченьке! В конце концов, сколько более страшных заболеваний в мире, так что мы не в худшей ситуации!