10 дней тишины или как отключить мысли
Сообщение: #1
Сообщение KseniaDenisova » 20 ноя 2013, 09:26
Это история про то как я ездила в буддистский монастырь на медитацию. Все, изложенное ниже, есть результат моей рефлексии над полученным опытом и попытка его структурированно зафиксировать. Не навсегда зафиксировать, а лишь так как это видится сейчас.
Пожалуй начну с того, что меня туда привело
После шумной Москвы, суеты, пробок и прочих источников стресса очень захотелось тишины, чтобы вообще ничто не беспокоило, чтобы даже ни с кем не разговаривать. И как-то мне в интернете попалась история про этот монастырь и про этот meditation retreat. Не знаю как по-русски это назвать, поэтому пусть так и будет – ритрит, для медитации. Их в Азии куча разных, разные техники, но суть одна и та же. В этом месте меня особенно привлекло то, что ты нигде не регистрируешься, никому не пишешь, просто приезжаешь в последний день месяца к воротам и все. Помните как было раньше, до появления сотовых телефонов: встретимся в пятницу у памятника Пушкину в 17-00. И встречались.
Далее по принципу first come, first served, ибо количество участников ограничено (около 100 чел.). Удивительно, что по факту каждый месяц приезжает именно столько человек… примерно поровну обоего пола.
Кто хочет попасть наверняка, может приехать не в последний, а в предпоследний день месяца и провести ночь в основном монастыре, который открыт всегда для всех. Так я и сделала, потому что прилетела из Куала Лумпур сильно заранее, аж 29-го. Еще был рейс 31-го, но мне показалось, что спешить туда, где спешить не принято, будет неверно. В итоге эта первая ночь в монастыре дала мне очень хорошее представление о том, как это будет. Но совсем не изменила моего решения.
По приезде на территорию ритрита тебе дают книжку на английском (там все на английском) страниц на 20 с правилами и объяснением того, что будет в эти 10 дней, сидишь читаешь. Никто уже не разговаривает. На столе лежат разные словари: не понял что-то, помоги себе сам. Ну если совсем не ясно, то можно спросить администратора. Надо сказать, что тот факт, что ты сам все читаешь, никто тебе ничего не объясняет, а лишний шум отсутствует, позволяет сделать процесс быстрым и эффективным. Наверное это самый эффективный «бизнес-процесс» из всех мною виденных за всю жизнь.
Дальше, если ты ок с правилами, нужно заполнить анкету и пройти интервью (не с целью отсева, а с целью убедиться еще раз, что человек ясно понимает на что он подписывается, хотя в конце выяснилось, что некоторые люди все-таки не понимали). Затем сдать паспорт, символическое количество денежных знаков (эквивалентное стоимости очень простой еды на 10 дней), а также все приборы связи, любую технику, в т.ч. часы. Все это нам не понадобится в эти 10 дней. Не то чтобы кто-то отбирал у тебя телефон – вовсе нет. Контроль отсутствует в принципе, все рассчитано на собственную сознательность: ты же приехал, чтобы провести 10 дней в тишине. Если кого-то и обманешь, то только себя.
О правилах и условиях существования
Без этого картина не будет ясной. Мы жили по правилам монастыря, то есть по тем же правилам, что живут монахи и монахини. Всего этих правил (trainings) 8. Вообще у монахов их куда больше, но эти основные. При этом для обычных людей (в буддизме) действуют всего 5: не убий, не укради, не обижай никого словом и т.д. Восемь включают в себя пять с некоторыми модификациями и еще три. Ниже 8 правил как они были сформулированы на английском (аккуратный перевод с Пали, поэтому для западных людей некоторые формулировки могут казаться странными) и мой перевод на русский:
I undertake the training to intend… Я вырабатываю намерение…
1 … not to take away any breath … не забрать ни одного чужого вдоха (не убить)
2 … not to take away what is not given … не брать того, что не было дано
3 … to keep my mind & my body free from any sexual activity … держать свои разум и тело свободными от любых сексуальных активностей
4 … not to harm others by speech … не обижать окружающих словом
5 … not to harm my conciousness with substances that intoxicate and lead to carelessness … не нарушать своей осознанности, употребляя вещества, которые отравляют и ведут к легкомыслию
6 … not to eat after noon and before dawn … не есть после полудня и до восхода
7 … not to dance, sing, play or listen music, watch shows, wear garlands, ornaments and beautify myself with perfumes and cosmetics … не танцевать, не петь, не играть и не слушать музыку, не смотреть представления, не носить украшения, не использовать парфюм или косметику
8 … not to sleep or sit on luxurous beds and seats … не спать и не сидеть на удобных кроватях и стульях
Как вы наверное заметили формулировки специфические и отличные от христианских. Это не критика, не сравнительный анализ, а просто перечисление различий. Сразу оговорюсь, что особо чувствительным к вопросам религии лучше или расслабиться, или перестать читать. К слову сказать, сходств по сути все равно больше, чем различий по форме.
Первая разница в объекте / субъекте воздействия. В одном случае кто-то тебе говорит: не убий, в другом – ты сам себе говоришь это.
Вторая разница в том, что ты намереваешься приложить усилия и тренировать свою волю с тем, чтобы в сложный момент не оступиться, а не просто обещаешь, что чего-то не произойдет. Тренировать волю – значит развивать осознанность. Потому что одно дело не оступиться, а другое дело – иметь намерение не оступиться. Например, ты хочешь кого-нибудь убить, но боишься наказания или еще чего-то, поэтому формально – ты чист, никого пока не убил, но намерения – уже корень зла.
Итого с учетом восьми правил мы жили так:
• Вставали в 4 утра, отбой в 21:30 (свет выключался автоматически, но люди выключались раньше)
• Спали на бетонной плите, покрытой соломенной циновкой, и на деревянной подушке. Кроме кровати в комнате (2,5*2,5 м) была сетка от комаров (которых полно) и фонарь. Бетонные же стены выше роста человека были ажурными для целей вентиляции, соответственно все живое, особенно в дождь, приходило спать в комнату. В первую ночь со мной спал 40-сантиметровый геккончик, уходить не хотел ни в какую. Ну и ладно, мы друг другу ничуть не мешали.
• Раз уж речь зашла о животных, мы не могли намеренно убить живое существо, даже комара. Кстати, если спокойно понаблюдать как комар кусает, потом намазать это место бальзамом, то уже через 30 сек забываешь о том, что это вообще было. История с комарами очень тренирует осознанность. Сложнее наблюдать муравьев. Они кусают толпой, обычно после того как ты в эту толпу наступишь – по улице мы ходили преимущественно босиком, некоторые даже ночью.
• Молчали все 10 дней. С 3 по 6 день для тех, кто особо мучился физически или морально, была возможность пройти индивидуальное интервью, задать волнующие их вопросы. На мой взгляд это опция для ленивых или людей со слабым английским, которые возможно чего-то не поняли из инструкций. Не думаю, чтобы интервью помогло хоть одной из этих категорий.
Вообще надо сказать, что молчать – это огромное удовольствие и большая радость. И это не только мое ощущение, а большинства людей (конечно и тут бывают исключения).
Начинаешь больше любить людей, это раз.
Во-вторых, наблюдаешь, возрастающий уровень взаимопонимания и отзывчивости. То есть чем дольше молчишь, тем больше взаимопонимания. И это не из-за места / ситуации, это именно из-за тишины. Ибо слова отвлекают огромное внимание на себя, при этом не всегда будучи нужными или правдивыми. Я приведу несколько примеров взаимопонимания, но таковых было множество. Однажды за обедом суп был острее обычного или я себе положила больше этого супа, чем риса, в общем сижу почти плачу от острого, девочка рядом достает салфетку, протягивает мне. Я была рада ужасно. Другой раз моя соседка заболела, я принесла ей лекарств, объясняя жестами что как применять. Она так была благодарно, что даже вслух сказала спасибо. И было еще много случаев, когда люди вместе наблюдали чудеса живой природы. Один вечер при входе в женские спальни сидела гигантская бабочка, сантиметров 20 в холке. Долго сидела и все проходящие ее разглядывали. Никто даже друг другу не показывал. Просто идешь мимо, а народ стоит запрокинув головы, ну как тут не посмотреть. Вот вам и флеш-моб. И главное, все улыбаются, молчат и улыбаются. И это такое удивительное состояние единения, потому что слов не нужно, потому что слова неизбежно рушат это единение.
В-третьих, и возможно это наиболее важно с точки зрения развития, ты получаешь возможность заглянуть в себя: увидеть и услышать, что происходит в твоем сознании. Я буду называть это словом сознание, потому что разделение на мысли и чувства, на сердце и разум, довольно условно. Такая, надо сказать, каша в нашем сознании. Вы возможно сейчас, решили, что каша у меня, а у вас всенепременно порядок и полнейший штиль. Не будьте столь самоуверенны и не лишайте себя возможности стать мудрее.
• Медитировали целый день, ну или по крайней мере пытались (единственно доступными развлечениями были йога в 5 утра и пение в 5 вечера. Не хочешь развлечений – пойди посиди, помедитируй. Но все хотели☺). Еще в первые 5-6 дней были «лекции», если так их назвать, по медитации и по буддизму. На лекциях рассказывали разные вещи: об устройстве человеческого сознания, об эгоизме, о мире, в котором мы живем, много о смерти, о привязанностях и зависимостях, об основателе монастыря, который уже умер, но был по всей видимости очень веселый товарищ с отменным чувством юмора. Это вообще отличительная черта всех монахов в этом монастыре – чувство юмора, какое-то глубокое и очень веселое: часто было невозможно не улыбаться, слушая их.
За все время (преимущественно в середине пути) с дистанции сошла чуть ли не четверть участников. Сразу после массового исхода, время лекций сократилось и было заменено медитацией. Самый жесткий день был день 9 – никаких активностей кроме медитации и завтрака (да, обеда тоже не было).
• В перерывах между медитацией мы успевали поесть, помыться, постираться. Очень забавная была процедура помыться: одеваешь саронг (это такое платье), идешь к ваннам с холодной водой, берешь миску и поливаешь на себя. Саронг снимать нельзя – неприлично. Так мылись много столетий и даже тысячелетий назад – в старейших цивилизациях были водопровод и канализация.
• Ели 2 раза в день: в 8 и в 12 часов. В 6 вечера давали какаву на соевом молоке или чай. Еда была вегетарианская, простая, иногда чуть острая, но всегда вкусная. На 2-й день нам намекнули, что есть надо умеренно, то есть класть себе чуть-чуть и не приходить за добавкой, и не съедать по 2 банана – ибо тогда не всем хватает. Бананы-малютки, а не те, что в Москву привозят. Оказывается, нам для нашей повседневной активности не так много надо. Я себя после такого режима питания чувствую волшебно легко, на 5-7 кг легче. И по прошествии вот уже 4 дней продолжаю питаться так же, без каких-либо усилий.
• Мыли за собой посуду и работали на территории. Каждый человек записал себя на какой-то вид полезной активности и все 10 дней ее выполнял. Например, мыть туалеты, убираться в столовой, спальнях и проч. – наше общество полностью само себя обслуживало, кроме готовки. Кстати надо сказать, что все хотели работать – хотелось двигаться и делать что-то полезное. Никто не контролировал. Никто не сачковал, многие делали больше, чем то, на что они записались.
• Мальчики и девочки существовали относительно раздельно: в холе для медитаций, в столовой и прочих помещениях были женская и мужские половины. Спальни – два отдельных корпуса, каждый из которых представляет собой одноэтажный замкнутый прямоугольник 30*50 метров с внутренним двором, по внутреннему периметру – комнаты, в противоположной от входа стороне – ванны и туалеты. Кроме того всем было настоятельно рекомендовано не обращать внимания на противоположный пол. Тяжело было вероятно тем, кто приехал вместе. Монахи рассказывали как их учат бороться с плотскими мыслями и желаниями: нужно представлять трупы животных или людей в процессе распада… Если у них плохо получается представлять, то им привозят, чтобы они смотрели… Ну да о смерти будет отдельная история.
Возможно складывается впечатление, что я была в санатории. Таки-нет. Это был местами и временами очень жестокий опыт, с выворачиванием себя наизнанку, или я бы сказала с изнанки на лицевую сторону. Временами я просыпалась (в 4-то утра) и говорила себе: «ок, уже день 6, я справлюсь». А однажды, но это было еще в начале, у меня родилась мысль остаться и пожить там подольше, но потом мысль как-то ушла. В буддистском монастыре любой может прийти и пожить сколько хочет. Естественно по их правилам.
Зачем нужна медитация и что такое осознанность?
Выше описанные правила способствуют созданию базиса для духовного развития человека. Они как бы необходимое, но не достаточное условие. Достаточное условие – это осознание законов бытия / природы и соответствие им.
В буддизме нет в чистом виде понятия бога. Есть понятие единого закона / закона природы в ее широчайшем смысле. Природа – это не только флора и фауна, это вообще все живое и неживое, что есть в этом мире. То есть все. И это все подчинено некоторому закону, непостижимому нами. Так вот, если человек живет в согласии и гармонии с законом природы, то он имеет возможность развиваться. Если нет, то возникают диссонансы, напряжения. В случае неразумного поведения, противоречащего законам (нашей внутренней) природы, сознание направлено на ускоренное уничтожение его носителя, в частности на уничтожение физического носителя – то есть тела. Это тоже закон природы, саморегулирующаяся система. Собственно, поэтому мы болеем и проч.
Можем мы на это повлиять? Вероятно, можем. Только это требует высокого уровня осознанности, то есть нужно в каждый момент времени знать / понимать / видеть / слышать (выберите то, что вам понятнее), что именно происходит с вашим сознанием. Иными словами, осознанность – это осведомленность о состоянии сознания. И тут я скажу, возможно обидно, но тем не менее: большую часть времени, а кто-то может и перманентно, человек не осознает своего реального состояния. Объясню на простом примере. Открывая меню, мы часто думаем: хочу спагетти карбонара и салат с моцареллой, и еще пироженку. Не буду вдаваться в размышления о том, что все это вместе и много других вещей плохо сочетаются: если упомянутые ингредиенты поместить в блендер, то будите ли вы есть «это»? Если нет, то зачем вы заставляете ваш желудок все это принимать? Вероятно, его ответ тоже нет. Правда его никто не спрашивает и не слушает.
Так вот, осознанный человек, открывая меню или садясь за стол, понимает себя, он понимает (не знает, что так обычно бывает, а именно осознает в данный момент) свое желание вкусно и много покушать (если он давно не ел, то это неизбежно), чувствует как у него выделяется слюна, учащается пульс (да, когда мы чего-то желаем, даже не сильно, то пульс учащается), сбивается дыхание, разбегаются глаза, он не сопротивляется, не борется, не говорит себе: «фу-фу, я же худею / жрать вредно / тут дорого, возьму что-нибудь одно / пить не буду – завтра утром выступать на правлении», не «берет себя в руки» и скрепя сердце заказывает рыбку с рисом и водичку без газа… Если честно, я точно не знаю как именно чувствует / думает осознанный человек, могу только догадываться. Он спокоен, он не борется со своими желаниями, но и не потакает им. Он их наблюдает и знает о них. Поэтому может принять мудрое решение. Как-то так…
При чем же тут медитация? В общем, медитация – не самоцель, ее цель – развитие осознанности. Это процесс бесконечный и динамический, как и любой процесс в природе. Бесконечный в том смысле, что он не имеет конечного «целевого» состояния, ибо все течет, все меняется. Это фраза из Библии, но тоже самое говорили все великие учителя. Осознание этого факта могло бы сделать людей свободными: нет «я», потому что завтра ты горстка пепла, на которой выросли цветы, или которую съели рыбы или просто земля, нет «мое» – ибо нет «я».
Но мы добровольно делаем себя несвободными, мы привязываемся к вещам, к своему телу, к окружающим нас людям, к какому-то моменту или состоянию, которое хотим закрепить и поддерживать. Мы знаем головой, что это ненадолго. Но мы держимся порой тем сильнее, чем неизбежнее происходящие изменения. Мы противопоставляем себя мощнейшему потоку, который смоет все на своем пути, и имя этому потоку «время». Не было бы времени, не было бы жизни, ничего бы не было. Но время так устроено, что оно определяет движение. А движение – это и создание, и разрушение одновременно. И человек, и все вокруг создано из мельчайших частиц, которые непрерывно перемешиваются. Поэтому мы – есть все, что внутри нас и снаружи нас.
Удивительно однако, что человек, держась за статические состояния (обладания, счастья, удовольствия и проч.), почти никогда не находится в состоянии «здесь и сейчас». Человек может находиться в состоянии «сейчас», но, как правило, не здесь, а в своем ограниченном его же сознанием мирке. Например, я сейчас лежу на пляже, мне хорошо, тепло. Я сейчас, но я не «здесь», не в этом мире, где непрерывно все рождается и умирает, где счастье переплетается со страданием и неотделимо от него. Иначе не могу быть счастлив «Я», поэтому я ограничиваю мир до удобных мне пределов, в рамках которых в состоянии «сейчас» ничто не нарушит «моего» счастья.
Состояние «здесь и сейчас» (по сути и есть состояние осознанности), хотя и не гарантирует человеку вечного счастья, но избавляет его от бессмысленных и бесконечных привязок и желаний, разрывающих его сознание, позволяет открыть глаза и видеть мир таким какой он есть. И оно (состояние осознанности) снова не самоцель, это фундамент, на котором можно строить дальше. Тем не менее, фундамент не монолитный, а возможно ленточный или это вообще сваи. Но и такого будет достаточно ☺
Итак, медитация – это состояние полной осознанности при полном отсутствии мыслей. По отношению к слову «полная» я настроена критически, ну да пусть остается. Также медитация – это практика по достижению этого состояния. Что есть практика? Садишься с прямой спиной (важно не зажимать и не напрягать ничего лишнего в своем теле), скрестив ноги (такое состояние наиболее устойчиво для спины, но с непривычки сводит ноги), и концентрируешься на чем-то. Часто это дыхание, но может быть иное. Мы дышали. Это не важно, поэтому не буду вдаваться в подробности. Потом ты наблюдаешь как тебя атакуют мысли – состояние без мыслей почти не достижимо. Наш мозг так устроен, что не может находиться в покое. Иногда, если повезет, ты «проваливаешься» в состояние тишины. То есть ты слышишь окружающий мир, но при этом слышишь тишину в своем сознании. Не могу словами этого правильно объяснить, но это очень крутое состояние. Потом нам говорят, что если вы «словили» какое-то приятное состояние, то отпустите его и не стоит к нему стремиться снова. Ибо осознанность – это отсутствие привязок. И никого ты тут не обманешь, потому что все это только в твоей голове происходит и только тебе одному это надо. А эти люди просто проходили похожий путь и знают, что с тобой происходит, ну или что обычно происходит. Потому что, кому бы и как бы ни хотелось верить в свою исключительность, мы все одно и то же: мясо, намотанное на кости и набор случайных электрических импульсов между отдельными крошечными кусочками этого мяса. В этих случайностях, наверняка есть закономерности. Точно есть. А случайность – это видимо общепринятое название закона, который нам (пока) не известен ☺
Хочу немного рассказать про мысли. Что это вообще и откуда они берутся. Если вдруг кому-то кажется, что вы управляете своими мыслями, то это самое наивное предположение. Мысли управляют вами. Подождите спорить, сядьте, закройте глаза, начните дышать глубоко и спокойно, и просто понаблюдайте за собой. Хотя бы пол-часика, для чистоты эксперимента. Не реагируйте на приходящие мысли, не начинайте их «думать», оспаривать, развивать или злиться / радоваться. Просто выдыхайте. На их место будут приходить новые. Тоже выдыхайте. Потом не забывайте вдыхать ☺ Дышите спокойно. Наблюдайте свое дыхание. И все остальные процессы… Захотелось почесать за ухом или пошевелиться? Отследите эту мысль. Отследите как рождается желание и выдохните, до того как оно вызовет реакцию / действие… Это сложно (не 1 раз, а в течение получаса), но стоит попробовать.
Как возникает желание или рождение эго
Товарищи буддисты рассказывали свою историю о рождении эго. Они рассказывали ее целый час на примере вот этой картинки. Я постараюсь покороче.Почему они вообще говорят об эго, они же не дедушка Фрейд? Видимо все заодно☺
Так вот, эго создает привязанности (attachments), которые в свою очередь являются причиной страданий.
Мы говорим: мое тело, моя семья, мои дети, моя квартира, моя машина, моя работа и далее по списку… А что такое мое, если мы даже не знаем что такое это «я» и в каком месте оно находится. Я – это тело? Нет. Я – это мозг? Это разум? Это дыхание? Никто не знает по большому счету. К тому же «я» непрерывно меняется, находясь во взаимодействии с окружающим. Таки это уже не «я» или все еще «я»?
Ну их эти сложные вопросы, лучше расскажу про картинку. Видите белую точку в самом центре? Даже если нет, то просто знайте, что она там есть. В общем белая точка символизирует наше чистое сознание, ничем не обусловленное. Чистое, как у младенца. Вокруг него три зверя – черная свинья, красный петух, зеленая змея. Это символы – невежества, злости (when you want push something away from you), желаний (when you want to pull something towards you). Надо тут оговориться, что то, что в скобках – это перевод с языка Пали, на котором написаны каноны. Этот язык не употребляется в настоящее время и имеет структуру образов, а не предметов. То есть представьте, что вы первобытный человек, хотите поговорить с другим первобытным человеком и объяснить ему свои чувства. А чувственное мышление оперирует образами.
Возвращаясь к трем зверям-символам, они есть то, что омрачает / искажает чистое сознание и обуславливает все наши поступки. Да, все наши поступки обусловлены. Два полукруга покрупнее, белый и черный – это хорошие и плохие поступки. Дальше большие картинки – это типичные состояния и заблуждения, в которые могут впадать люди. Пропущу это. И 12 картинок по внешнему периметру – это этапы рождения эго. Для простоты пусть их будет шесть:
• У нас есть пять органов чувств, каждый из которых вступает в контакт с окружающим миром, получая некоторую информацию (глаз-картинка-зрение, ухо-звук-слух и т.д.)
• Контакт вызывает желание
• Желание возникает уже в голове, тогда как контакт происходит с органами чувств. Но эта связь мгновенна
• Если в момент контакта отсутствует осознанность, то и желание будет неосознанным
• Желание рождает привязанность
• Привязанность есть причина страдания !!!
Говоря, что привязанность есть причина страдания, никто не имеет ввиду, что нужно оставить семью, продать квартиру и пойти босиком на все четыре стороны. Все это – только в нашем сознании, только внутри. Тем не менее, только это и важно, только это и есть источник наших радостей и страданий.
Помню один момент во время медитации: мне стало грустно от нахлынувших воспоминаний, от осознания прошлых ошибок и жалости к себе. Помню, я чуть было не заплакала. И… Стоп! Я ловлю себя на том, что я собираюсь заплакать от мысли. От того, что я пошла вслед за этой мыслью и стала ее развивать в своем сознании. И понимаю, что это и смешно, и глупо, потому что все, что случилось – было давно и жалеть о том бесполезно. И не умом понимаю, а просто чувствую. И плакать, и думать желание быстро ушло ☺
Вопрос о страданиях и их причинах затрагивали многие великие люди. Так совпало, что я до монастыря начала читать Достоевского, а сейчас продолжаю. И хочется мне вам один кусочек здесь процитировать про эго, про рождение желаний и проч.
«У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай» – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается с братское общение тем, что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые небогаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина, упьются и кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: свободен такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь такой говорит: «за человечество бороться иду». Ну куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве и долго не вытерпит. И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению впали, напротив, в отъединение и уединение. А потому в мире все более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкою, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолить бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумывал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.»
Как хорошо жить и хорошо умереть
Чтобы хорошо жить, надо все время помнить о смерти. Even tomorrow death may come – такая была строчка в песне, которую мы пели (пели-то мы на Пали, а не на английском). Петь было весело, это совсем не похоже на молитвы, а буддизм совсем не похож на религию. Пели мы с русским монахом, но он все больше шутил и это под вечер было для всех существенной разрядкой, ибо, как это ни странно звучит, люди очень уставали ничего не делать.
Только вот представьте на минуточку, что завтра вы умрете, или через месяц. Серьезно представьте, это конечно маловероятно, но очень даже возможно. Только не надо представлять как, когда и при каких обстоятельствах. Это будут бесполезные мысли. «Не сегодня и не со мной» – слабые аргументы, но люди их принимают с охотой. Это реально возможно в любой момент.
Допустим вы представили. Изменится ли что-то в вашем поведении? Вы также будете ходить на работу, просиживая там по многу часов? Стоять в многокилометровых пробках, зная, что вам осталось жить каких-нибудь пару месяцев? Мммм… пара месяцев – не так мало. А пару дней?
В общем была в этой песне еще одна важная строчка:
Effort is the duty of today
Even tomorrow death may come
что в переводе на русский означает: «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Завтра для кого-то может не наступить.
Заведите хорошую привычку – думать о смерти, это позволит помнить главное в жизни и отсеивать ненужное ☺
взято тут http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=209932