В последнее время на форуме популярна тема зоны комфорта и поиска выхода из нее. Напишу, пожалуй, про зону комфорта и я.
На самом деле, писать я буду про Урал, пауков и китайцев.
Чтобы объяснить, каким образом связаны эти три понятия и зона комфорта, мне придется сделать небольшой экскурс в прошлое. Потерпите, сейчас будет длинно
Мне, судя по всему, следовало бы жить за Северным полярным кругом, где-нибудь подальше. Или в Антарктиде. Идеальное место для меня, потому что там нет пауков. У меня арахнофобия, да. С детства.
Сколько я себя помню, крестовик всегда - каждое лето! - заплетал окно моей комнаты. Раскидывал свою паутину по всей площади стекла и висел посередине. И снять его не представлялось возможным - я могла бы попросить сделать это родителей, но ужас меня охватывал от одной мысли, что это жирное равнодушное чудовище хотя бы на мгновение окажется внутри моей комнаты без преграды в виде стекла. Ужас, отвращение и паника. Совсем не смотреть в окно я не могла, поэтому семнадцать лет подряд я видела мир в окне через паука.
В то время я их боялась как-то острее, что ли. Меня пугали даже изображения. Помню мой любимый том "Детской энциклопедии", посвященный биологии, с вкладками в виде цветных картинок. Одну, с пауком на всю страницу, я пролистывала как можно быстрее, а речи о том, чтобы до нее дотронуться, и быть не могло. Сейчас этого нет, картинки меня не пугают, неприятно, не более того.
Теперь я боюсь не всех пауков - только больших, темных и жирных, с мощными лапами. Моя родина - это поистине паучье место, там их с июля по сентябрь очень много, и все они как раз такие. Вот такие:
У кого арахнофобия, изображение лучше не открывать. Я предупредила!
Все, что меньше крестовика, уже не так страшно. Возможно, я, по словам психолога, вытесняю или замещаю таким образом другой страх - не знаю. Пока арахнофобия мне не очень мешает, исключая время в путешествиях. Вообще-то, мне лично не так сложно было бы жить в Китае, даже южном, как многим другим - я не боюсь огромных тараканов, в том числе летающих, и прочую экзотическую живность. Но вот пауки - это засада. Помню, однажды в день прилета в Вэньчжоу в очередную командировку, я лежала у себя в комнате (дело было в два часа ночи и на 9 этаже), читала Джейн Остин в оригинале и пыталась адаптироваться к разнице во времени и, наконец, заснуть. Читая, краем глаза уловила какое-то постороннее движение, подняла взгляд от книги и, кажется, заорала. Или не заорала, а издала приглушенный писк, точно не скажу. Из-под моей кровати на зеркало напротив резво забирался паук. Нет, ПАУК. И без того огромный, отражаясь в зеркале, он казался просто громадным. Поняв, что я на него смотрю, он остановился, и, в свою очередь, уставился на меня (кажется, глаз у него было несколько). Я медленно выбралась из кровати и, четко осознавая, что в одной комнате нам с ним не жить, взяла тапочек. К сожалению, паук совершенно точно был больше тапочка. Пока я искала что-нибудь более подходящее по размерам, он явно почувствовал угрозу и перебрался на потолок над моей кроватью, где и обосновался, по всей видимости, ощущая себя в безопасности и, определенно, наслаждаясь ситуацией. Этого я уже перенести не смогла и, признав поражение, покинула комнату на ночь. Все, пустующие на тот момент, спальни были закрыты, и мне пришлось стучаться к коллеге Олесе, у которой в комнате была лишняя кровать. Олеся - чудесный человек! - быстро проснулась, оценила ситуацию, влила в меня два стакана виски (я была бледная и тряслась) и уложила спать. Наутро перед работой я подошла к нашей горничной Аинь и потребовала убийства чудовища. Аинь питала к милым паучкам слабость и попыталась убедить меня в том, что он полезный, ест комариков и поэтому так и разжирел по осени, но не тут-то было. После аргумента: "или я, или он!", она сдалась и обещала предъявить мне его хладный труп, что и сделала позже, когда я вернулась на обед. Аинь пришибла его веником и грустно показала мне кучку лапок в совочке - бедняга так уверовал в собственную безнаказанность, что так и продолжал сидеть на потолке до самой своей бесславной гибели.
Интересно, что китайцы почему-то практически не боятся пауков (я специально проводила опрос), у нас и в Европе арахнофобия распространена гораздо шире. Китайцы вообще крайне практичны в этом отношении и рассматривают все, что бегает, летает и плавает исключительно с точки зрения: "съедобно-несъедобно". Хотя пауков, насколько я знаю, все же не едят, как это делают в Камбодже. Когда-то при виде блюда с жареными черными паучищами размером с ладонь меня чуть не стошнило.
И последний случай, связанный с пауками, а то я что-то увлеклась. В том же Вэньчжоу, вечером, в общей гостиной (офисе по совместительству) мы сидели теплой компанией китаистов, технологов и дизайнеров и занимались своими делами. Телевизор был включен и показывал что-то из китайских программ. На него никто не обращал внимания, пока не начался научно-популярный фильм из жизни пауков. В конце очень подробно было показано, как ядовитый паук забирается в дом, как прячется в темном углу, а потом, когда мимо проходит босиком неосторожный хозяин дома, неожиданно нападает. А также, как и с какой скоростью распространяется в организме яд, если человек был укушен за ногу. И как быстро он после этого умирает.
Так вот, несмотря на то, что фильм был на китайском, а его знали немногие из нас, все без исключения молча пялились в экран все время, пока шел фильм. Смотрели, забросив работу и не отрываясь. Завораживает до отвращения. Оказывается, пауки имеют гипнотическое воздействие на неподготовленный разум
При чем же здесь зона комфорта? А это уже вторая часть истории, потерпите еще немного, пожалуйста)
Однажды так вышло, что я, будучи целиком и полностью уверена в собственной несовместимости с пауками, зачем-то приняла приглашение принять участие в большой ролевой игре. В июле. Где-то на Урале. В диких условиях без налета цивилизации, что подразумевает жизнь в очень... ммм... тесном соприкосновении с местной фауной В свое оправдание могу сказать только, что на момент даваемого мной согласия была зима, и в Москве пауками еще даже не пахло. Так что об этой проблеме я просто не подумала. А потом уже было поздно.
Конечно, когда я уже была там, и меня везли на лодке впотьмах к месту стоянки на острове, а с нависающих темных ветвей мне на голову в полном молчании сыпались паучищи разных цветов и размеров, орать и материться во весь голос мне помешали только врожденная интеллигентность и хорошее воспитание И усталость после перелета и долгой дороги, разумеется. Утром, выгоняя из своей палатки полк восьминогих тварей, я решила, что они, в конце концов, не виноваты в том, что живут здесь гораздо дольше, чем я. Дня через три я уже равнодушно стряхивала с себя очередного паука руками и тут же об этом забывала. А что, деваться-то было некуда, а моего внимания требовали более срочные и важные дела. Я туда, вообще-то, мастером поехала, а не игроком. Так что, как-то не до пауков было.
Вот это я и называю выходом из зоны комфорта
В обычной жизни выйти из нее довольно сложно. Всегда есть возможность сдать назад и притвориться нежной фиалкой. Нужно как-то исхитриться поставить себя в условия, когда ты уже прошла точку невозврата. Когда тебе - только вперед, другого выхода нет, и плевать там на всякие мелкие неудобства. Даже если до попадания в определенные обстоятельства те самые неудобства казались тебе небольшим локальным апокалипсисом.
Вот тогда все получится.
Правда, здесь тоже не все так просто. Вне зоны комфорта человек просто не способен находиться хоть сколько-то продолжительное время. Так что, эта самая зона включает в себя все, что мы как-то способны вынести. И в подобных ситуациях мы просто приближаемся к ее границам.
Вот и все.